Препятствие обгону штраф - Evacuator-Anapa.ru

Препятствие обгону штраф

Препятствие обгону штраф

Содержание

Какое наказание за препятствие обгону?

Даже неопытные водители могут представить, какой непоправимый вред способно причинить препятствие обгону опережаемого авто. За препятствие обгону штраф неминуем. Денежное взыскание — это не самое худшее что может произойти при нарушении автомобильной этики и ПДД. Что говорят правила ДД, и какие конкретные действия, затрудняющие обгон, считаются нарушением. Эти и другие вопросы требуют детального и поэтапного рассмотрения.

Основные термины

Для начала разберем такие понятия, как сам обгон, так и создание препятствий обгонным действиям:

  • Обгоном признается выезд водителя с целью опережения одного и более впереди идущих авто с выездом на встречный путь. Затем обгоняющий автомобиль возвращается на первоначально занимаемую позицию.
  • Создание помех обгонным маневрам – это предумышленные уловки обгоняемого водителя, усложняющие процесс завершения обгона. Препятствующие действия провоцируют и без того аварийную ситуацию.
    Как затрудняется обгон?

Создавать помехи другим участникам движения можно различными способами. Однако все эти ухищрения классифицируются на 2 вида:

  • Вызвать небольшие неудобства.
  • Спровоцировать полную остановку обгоняющей машины, а в худшем случае ДТП.

Все существующие помехи невозможно описать в правилах. Но в целом нарушением ПДД признаются все маневры, которые мешают успешно обогнать другое впереди идущее транспортное средство.

Основные критерии обвинений в образовании помех обгонщику представляют осознанные поступки автолюбителя. Видя сложную обстановку во время езды, каждый водитель обязан максимально обезопасить маневр обгона. В такие ответственные моменты следует сохранять нейтралитет и бдительность с целью предотвращения аварии.

Способы, затрудняющие обгон

Способов помешать другому автомобилю выполнить обгон существует великое множество. Все зависит порой от настроения, характера и фантазии водителя. К наиболее чаще встречающимся «подлянкам» относятся: превышение скорости, сокращение расстояния, игнорирование сигнала поворотника.

Увеличение скорости

Мешать автомобилисту, начавшему перемещаться влево, можно с помощью обычного превышения скорости. Обгоняющий автолюбитель вряд ли рассчитывал на увеличение скорости движения впереди идущего ТС. Поскольку опережение с перестроением длится всего несколько секунд, то обгоняющий водитель может не успеть отреагировать на создавшуюся ситуацию. Решающие секунды могут стоить жизни нескольких людей.

Сокращение расстояния

Умышленное сокращение расстояния между машинами со стороны другого участника езды способно спровоцировать столкновение. Но получение мелких царапин ничто по сравнению с заездом за обочину. Во избежание стычки движущееся транспортное средство вместо возвращения на первоначальную полосу может сманеврировать в кювет.

Игнорирование сигнала

Обгоняющий водитель предварительно включает поворотник, предупреждая других о начале опережения. Этот сигнал нельзя игнорировать опережаемому авто, ведь в противном случае он будет уличен в создании помех. При этом неважно, чем подается сигнал, поворотником или рукой. Правила ДД предусматривают как механические движения водителя, так и световую подачу сигнала.

Не наказуемые помехи

Порой водителю обгоняемого транспортного средства приходится оправдано мешать обгонным движениям. В первую очередь данное нарушение ПДД оправдано, если автолюбитель предпринимал попытку предотвратить ДТП. Приведем классические примеры ситуаций, почти всегда оправдывающие помехи:

  • Обгоняемый шофер вынужден объезжать неподвижный объект на дороге. Зачастую возникшее обстоятельство подразумевает объезд преграды с выездом навстречку с включенными сигналами поворота.
  • Впереди идущему автотранспорту необходимо совершить поворот влево. Данные действия правомерны, а обгоняющий шофер недостаточно оценил дорожное полотно.
  • Предшествующее перед обгоняемым ТС авто неожиданно переходит на соседнюю полосу.
  • Расстояние между автомобилями не позволяет обгоняющему завершить обгон, встав между ними.

Каждая ситуация рассматривается индивидуально. Успешный маневр тем и успешен, что проделан в согласии с правилами и предусмотрением возможных затруднений. От полного отсутствия встречного транспорта до предполагаемого поворота или начала сплошной разметки – все это водитель обязан оценить.

Если выявляется предумышленное сопротивление обгону, которое можно было избежать, то последует взыскание. Даже нарушающим маневрам под знак «Обгон запрещен» нельзя чинить препятствия в целях сохранения безопасного движения.

Законно ли затруднять обгон на сплошной?

Вернемся к ранее обсуждаемому принципу о сохранении безопасности на автотрассе. Пересечение сплошной линии для перехода на полосу, предназначенную для встречного направления, лихачи совершают постоянно. Столь безрассудное поведение вызывает уместное раздражение опережаемых автолюбителей. Однако это не повод для помех.

Напоминаем, что сплошная линия разметки регулирует запрет на ее пересечение. Наносится она в целях безаварийной езды в районе дорожного переезда, встречного разъезда, пешеходного перехода, моста, перекрестка и других опасных участках.

Внимание! Чинить препятствия водителям, пересекающим сплошную линию, означает усугублять и без того опасную ситуацию. Препятствия могут быть любыми, а основная их направленность выражается в умышленных помехах началу, совершению и окончанию маневрирования обгоняемому авто.

Существуют иные варианты непозволительных затруднений обгонных действий. Это могут быть такие аспекты как:

  • Сплошная линия истерлась и плохо просматривается.
  • Запрещающий знак скрыт листвой или установлен в плохо обозреваемом месте.
  • Водитель-нарушитель предотвращал ДТП или оказывал срочную медицинскую помощь после иной аварии.

Наказание за создание препятствий

Вернемся к надежному руководству, описанному в правилах дорожного движения. Пункт 3.11 ПДД оговаривает запрет на причинение помех обгонным движениям.

А что говорит конституция об административном нарушении? Наказание за препятствие обгону выставляется водителям грузовых и автомобилей кат. «В» в виде штрафа от 1000 до 1500 рублей в соответствии со статьей 12.15 КоАП РФ. Касаемо других категорий ТС официального наказания не предусмотрено. Но инспектор ДПС может наложить административный штраф за опасное расположение транспортного средства на проезжей части дороги любому лихачу.

Как показывает практика, зачастую оба водителя признаются виновными в нарушении ПДД. Для оправдания своих действий автолюбители вправе предоставлять записи своего видеорегистратора или фотоматериалы. Именно таким способом определяется отсутствие превышения скорости или другие действия, вменяемые невиновной стороне. Судебное решение также зависит от детального рассмотрения доказательств, отображенных на видео или фото носителях.

Государство предоставило 10-дневный срок подачи обжалования по несправедливому взысканию. Госпошлина по обжалованию не взимается. Должностные лица вправе ожидать решения районного суда в течение 10 дней, а обычные граждане 2 месяца.

Стоит напомнить, что сотрудники ГИБДД ввиду индивидуальности каждой отдельной ситуации вправе выписать несколько штрафов по разным правонарушениям. Будьте бдительны не только на дорогах, но и с правоохранительными органами!

Автоправозащита.RU

Нередки случаи, когда водители совершают те или иные действия, которые мешают иным участникам транспортного движения начинать, продолжать или завершать свои маневры.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

К данному случаю относится так называемое препятствие обгону. Есть ли нарушение ПДД (далее – Правила) и ответственность в соответствии с действующим КоАП (далее – Закон) при осуществлении таких противоправных действий?

Определения

Все необходимые определения приводятся в п. 1.2. Правил.

Так, под обгоном понимается опережение 1-го или нескольких ТС, связанное с выездом на встречку и последующим возвращением на свою полосу.

Понятие “препятствование обгону” в Правилах не приведено, однако определение можно дать, исходя из смысла. Под препятствованием обгону понимается совершение обгоняемым намеренных и осознанных действий, которые создадут неоправданные затруднения в осуществлении маневра для обгоняющего.

Законодательство

П. 11.3. Правил запрещает гражданину, управляющему обгоняемым автомобилем, совершать осознанные действия, мешающие водителю, управляющему обгоняющим автомобилем, до конца завершить маневр.

К таким действиям Правила относят:

  • повышение скорости движения;
  • иные действия.

Основная информация

За нарушение порядка обгона наказание, как правило, назначается по одной из 5 существующих частей ст. 12.15. Закона.

Водитель может понести наказание за следующие правонарушения:

  • за нарушение Раздела 9 Правил относительно порядка расположения ТС (например, при занятии левых полос вне границ городов при наличии свободных правых – п. 9.4. Правил) – 1500 р.;
  • за неисполнение требований п. 9.9. Правил, то есть за езду по велодорожкам – штраф 2000 р. (ч. 2);
  • за объезд преграды по встречке в нарушение Правил (например, если на дороге 3 полосы, средняя из которых используется и для попутного, и для встречного потока, и водитель займет крайнюю левую полосу, ответственность наступит по ч. 3 ст. 12.15., предусматривающей взыскание от 1000 до 1500 р.);
  • за обгон через сплошную или под знак 3.20., а также в иных случаях, когда обгон воспрещен Правилами, разметкой или знаками – штраф 5000 р. или аннулирование ВУ на общее время до полугода (ч. 4 ст. 12.15.).
Читайте также:  Штрафы ГИБДД лишение прав за алкогольное опьянение

Однако за несоблюдение предписаний п. 11.3. Правил ст. 12.15. Закона не предусматривает какой-либо ответственности.

Единственным исключением является неисполнение водителями большегрузов требований п. 11.6. Правил – за это они понесут санкции по ч. 1.1. ст. 12.15. Закона (подробности далее). Все остальные водители, препятствующие обгону как бы то ни было, так и останутся безнаказанными.

Что может служить препятствием для обгона

Правила, среди намеренных действий, препятствующих осуществлению обгона, приводят повышение скорости обгоняемым или иные действия.

Законодатель не указал, какие конкретно “Иные действия” можно отнести к таковым.

Представляется, что такими действиями на практике будут являться:

  • намеренный ввод обгоняемым обгоняющего в заблуждение посредством подачи определенных сигналов поворотником или рукой (п. 8.2. Правил – сигналы поворота не должны вводить в заблуждение);
  • опасное сближение обгоняемым с обгоняющим (например, принятие обгоняемым левее, вместо того, чтобы, наоборот, прижаться как можно ближе к правому краю автодороги).

Вообще, по аналогии закона, здесь можно провести параллели с определением “Уступить дорогу”, которое дано в п. 1.2. Правил.

То есть “не препятствовать обгону” – это значит не совершать какие-либо маневры или действия, которые заставят (вынудят) обгоняющего изменить направление езды или скорость, либо не завершить маневр, вернувшись на ранее занимаемый ряд движения, так и не обогнав создавшего помехи автомобиля.

Итак, чуть ранее мы выяснили, что препятствование обгону – это нарушение п. 11.3. Правил, однако действующей редакцией Закона какая-либо ответственность за это не предусмотрена.

Однако есть одно исключение, которое мы указали ранее, а именно п. 11.6. Правил.

Нормативные положения данного пункта устанавливают специальные предписания для водителей:

  • тихоходных ТС, то есть тех, максимально предусмотренная конструкцией скорость которых не может превышать 30 км/ч;
  • ТС, перевозящих крупногабаритный груз;
  • ТС, которые “просто так” движутся со скоростью менее 30 км/ч.

Тихоходные ТС и те, которые перевозят большой груз, должны быть отмечены специальными опознавательными знаками. Поэтому отличить их не составит труда.

Водителям указанных выше ТС п. 11.6. Правил предписывает вне населенных пунктов, при дорожной обстановке, при которой обгон затруднен, уступать дорогу сзади движущимся машинам. Представляется, что водители большегрузов должны принять как можно правее, либо же вообще съехать на обочину для пропуска позади едущих.

Если данное требование не будет соблюдено, дальнобойщик понесет ответственность.

Штрафные санкции

За препятствование обгону водителям легковых автомобилей и грузовых, на которых не установлены специальные опознавательные знаки, свидетельствующие о тихоходности или о перевозке крупногабаритных грузов, не грозит какая-либо ответственность.

В случае, если скорость движения ТС не превышает 30 км/ч по техническим характеристикам, либо установлен знак “Крупногабаритный груз”, либо в иных случаях движения со скоростью 30 км/ч или менее вне городов, водителя, не пропустившего сзади едущие ТС, привлекут к ответу по ч. 1.1. ст. 12.15. Размер штрафа за препятствие обгону — от 1000 до 1500 р.

Согласно ч. 5 и ч. 6 ст. 23.3. Закона, указанные дела управомочены рассматривать:

  • начальник ГИБДД;
  • его заместитель;
  • начальник ЦАФАП, его зам;
  • командир отдельного полка, роты или батальона ГИБДД, его зам;
  • сотрудник ГИБДД, имеющий специальное звание.

Именно одним из указанных выше должностных лиц и будет приниматься окончательное решение о сумме административного штрафа в установленных Законом пределах.

На основании ч. 1.3. ст. 32.2 Закона, указанное правонарушение не входит в список исключений. Соответственно, уплатить назначенный штраф можно с 50-процентной скидкой, если сделать это в течение первых 20 дней после оформления постановления. При пропуске 20-дневного срока штраф придется заплатить в полном размере.

Можно ли обжаловать

Штраф за препятствие обгону, назначенный водителю грузовика, может быть обжалован в стандартном порядке – а именно, в соответствии с положениями Главы 30 Закона.

Поскольку постановление по ч. 1.1. ст. 12.15. Закона выносится должностным лицом, согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1. опротестование производится:

Ч. 2 ст. 30.1. допускает направление протеста сразу в несколько инстанций – например, сразу и в суд, и вышестоящему должностному. В таком случае, протест будет рассматриваться судом.

Можно подать жалобу и непосредственно инспектору ГИБДД, вынесшему постановление, минуя вышестоящие структуры и вышестоящих лиц. В таком случае, согласно нормам ч. 1 ст. 30.2. Закона, инспектор обязан передать жалобу на рассмотрение в вышестоящий орган/лицу в течение 3 суток после поступления.

Пошлину за опротестование платить не нужно, о чем прямо указано в ч. 5 ст. 30.2. Закона.

Обращаем внимание на необходимость соблюдения сроков, отведенных для обжалования. Так, ч. 1 ст. 30.3. Закона устанавливает императивную норму о сроке для обжалования – 10 дней с даты получения копии постановления.

Если протест был подан должностному лицу, оно рассмотрит его в течение 10 дней, если в суд – в течение 2 месяцев. К указанным срокам следует прибавить 3 дня, в течение которых должностное лицо передаст материалы дела вышестоящему (если протест подавался инспектору, а не непосредственно вышестоящему лицу/органу).

По результатам рассмотрения протеста суд/должностное лицо вынесут одно из возможных решений, указанных в ч. 1 ст. 30.7. Закона. В течение 3 дней после вынесения вердикта копия решения высылается гражданину на почтовый адрес или вручается лично (ч. 2 ст. 30.8. Закона).

Как избежать наказания

Избежать наказания очень просто – нужно всего лишь следовать предписаниям Правил.

Приведем некоторые советы, которые смогут помочь водителю избежать штрафа:

  • если гражданин управляет ТС, скорость которого менее 30 км/ч, необходимо помнить о п. 11.6. Правил, предписывающем пропускать сзади едущие ТС, если дорожная обстановка не позволяет им безопасно совершить обгон большегруза;
  • необходимо постоянно смотреть в зеркала заднего вида и следить за позади движущимися машинами – если водитель сзади подает сигнал поворотником, следует не менять скорость движения и, по возможности, принять крайнее правое положение;
  • сигнал поворота налево следует подавать заранее – в противном случае, сзади едущий водитель может начать обгон, ведь он будет считаться исполнившим требования аб. 3 п. 11.2. Правил, и произойдет ДТП, в котором виновником признают водителя, исполнявшего левый поворот.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Пункт 11.3 ПДД РФ – запрет препятствовать обгону

ПДД устанавливают особые предписания и условия не только для обгоняющих транспортных средств, но и для обгоняемых. Правда, таких предписаний всего одно – запрет препятствовать обгону. Именно об этом говорит пункт 11.3 Правил. Он достаточно простой, содержит всего одно предложение, но есть в нём важная тонкость.

Официальная трактовка на 2020 год

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Последнее изменение

Пункт 11.3 не менялся ни разу с даты введения Правил – далёкого 1993 года. Более никаких проектов изменений не вводилось и даже не было предложено в рамках инициатив. Значит ли это, что пункт 11.3 идеален и отрабатывает своё предписание на все 100%? Разумеется, нет. Иначе бы не было столько ДТП со спорной виновностью обгоняющего и обгоняемого автомобилей.

Комментарии к пункту 11.3 ПДД

Итак, если Вас обгоняют, Вам запрещено повышать скорость или иными действиями препятствовать обгону Вашей машины. Какие действия могут быть включены в слово «иные»? Вероятнее всего, следующие:

  • подрезание обгоняющего,
  • уменьшение бокового интервала,
  • по логике даже подача звукового сигнала или моргание дальним светом фар можно формально подвести под термин «препятствование обгону».

Ниже Вы можете посмотреть типичные нарушения пункта 11.3 водителями автомобилей.

Поворот налево

Является ли препятствованием обгону поворот налево? Нет. Вообще, у термина «препятствие» есть определение, но у «препятствования» нет, и логика говорит о том, что это разные термины по своей сути.

В данном вопросе траектории транспортных средств пересекаются. Значит, это вопрос приоритетов. Обязанности уступить дорогу чётко прописаны в ПДД, и такая обязанность есть у обгоняющего – пункт 11.2 предписывает ему не создавать помех (равно уступить дорогу по терминологии ПДД – п. 1.2) обгоняемому при возврате в свою попутную полосу. Значит ли это, что если Вас обгоняют, то приоритет у Вас в любом случае – даже при повороте налево?

Конечно же нет! Всё очень просто – когда Вы поворачиваете налево, у Вас тоже появляются обязанности уступить дорогу. А обгон включает в себя не только выезд на встречку и движение по ней, но и возврат на свою полосу.

Читайте также:  За какие штрафы можно заплатить половину?

В конечно итоге, практика разборов ГИБДД и судебная практика говорят о том, что в такой спорной ситуации виноват тот, кто включил позднее поворотник:

  • если Вас начали обгонять, когда у Вас уже был включен поворотник (Вы обозначили своё намерение повернуть налево), то начинать обгон другому автомобилю запрещал пункт 11.2 ПДД,
  • если же Вас уже обгоняли и после этого Вы включили левый поворотник, то Вы обязаны уступить дорогу обгоняющему, но только руководствуясь не обсуждаемым нами пунктом 11.3 Правил, а согласно пункту 8.1, запрещающему начинать любые манёвры, если будут созданы помехи другим участникам дорожного движения.

Ещё одна тонкость 11.3 – разъяснение о скорости

Она заключается именно в запрете препятствовать обгону, повышая скорость. Казалось бы, чего же тут запутанного может быть?! Вполне себе может, когда Вас начали обгонять практически сразу со старта после перекрёстка, к примеру, когда Ваша скорость буквально 5-15 км/ч, и Вы только начали разгоняться.

Предписывает ли пункт 11.3 ПДД 2020 года в этом случае Вам перестать разгоняться и «тошнить» эти самые 5-15 км/ч в ожидании, пока другое ТС не закончит манёвр обгона? Да, формально именно на это Правила и указывают.

Ведь по сути, повышение скорости в данном случае препятствует обгону. Впрочем, об этом тоже можно спорить долго, потому как в ПДД нет определения термина «препятствования». Если понимать его как прецедентное – препятствование обгону только тогда было, если Вы сорвали обгоняющему этот манёвр, и он Вас не обогнал, тогда событие этого запутанного термина имело место быть. Если же обгоняющий закончил манёвр обгона, то откуда же взяться препятствованию – ведь мы ему дали завершить начатое!

Вот такая спорная тонкость кроется в пункте 11.3 Правил дорожного движения!

Просто напоминание о том, что такое обгон

Удивительно, но некоторые автолюбители, а изредка и законоисполнители путают обгон и опережение. Первый – это второй, связанный с выездом на встречную полосу. Если выезда на встречную не было, то это не обгон.

Это касается в том числе и ситуаций, когда:

  • транспортное средство опережает другое по попутной полосе,
  • Вы едете медленно и решаете пропустить едущие за Вами автомобили, сдвинувшись на обочину – если Вас опередили, не выехав на встречку, то это тоже не обгон.


Это обгон, и пункт 11.3 распространяется в данном случае


А это опережение, и 11.3 на него не действует

Следовательно, пункт 11.3 ПДД имеет чёткое предписание только в случае обгона. В ситуациях с опережением он не применим.

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-83 (вся Россия).

Штраф за нарушение пункта 11.3 ПДД

Его на 2020 год нет. Нет состав для привлечения водителя за нарушение 11.3 Правил – это значит, что нет соответствующей статьи КоАП, которая бы предусматривала наказание за препятствование обгону.

Ближайшая статья – 12.15 Административного кодекса – предусматривает наказания только для обгоняющего, а также для тихоходов, которые не пропускают следующими за ними ТС. А вот о препятствовании обгону в ней ни слова.

Ещё одна норма – часть 3 статьи 12.14 предусматривает наказание в 500 рублей за невыполнение требования ПДД не создавать помех во всех случаях, кроме проезда перекрёстков. Именно эту норму применяют чаще всего хитрые сотрудники ГИБДД в попытке выписать штраф. Но она здесь неуместна по той простой причине, что предусматривает санкцию именно за создание помех, а у нас в пункте 11.3 прописано требование не препятствовать, а не не создавать помехи, а это разные вещи по букве закона.

Тем не менее, это не значит, что можно нарушать 11.3, когда захочется. Вину в ДТП никто не отменял. В этом случае, если авария произойдёт, к примеру, из-за того, что Вы повысили скорость, когда Вас обгоняли, из-за чего обгоняющий не успел уйти на свою попутную полосу, то в отношении Вас выпишут определение об отказе в возбуждении дела. Но вина будет Ваша. Более того, столкновение с встречным транспортом – очень опасное ДТП, а КоАП для виновного в таковом предусматривает ещё одну статью – 12.24, предусматривающую лишение прав, а иногда возможно привлечение и по уголовной статье (в случае допущения гибели людей по неосторожности).

Судебная практика

  • Решение №12-37/2013 районного суда в Башкортостане оставило не удовлетворённым жалобу водителя на то, что его незаконно привлекли по статье 12.14 КоАП за нарушение пункта 11.3. А нарушение 11.3 вменили и вовсе за поворот налево при обгоняющем его другом автомобиле. Тем не менее, суд оставил жалобу без удовлетворения.
  • Решение №2-1/2015 городского суда Самарской области о том, что поворот налево не образует состава правонарушения пункта 11.3 ПДД, то есть поворот налево не является препятствованием обгону, и при этом действуют другие пункты Правил.

Пункт 11.3 ПДД РФ – запрет препятствовать обгону

Правила определяют особые указания и условия как для обгоняющих автомобилей и другого транспорта, так и для опережаемых. Для последних есть только одно указание – запрещение препятствовать обгону. Так утверждают ПДД в пункте 11.3, где есть только одно предложение с важным моментом.

Что говорят ПДД в 2020 году

Правила предписывают, что водителю обгоняемого автомобиля или другого транспорта нельзя препятствовать обгону путем увеличения скорости или другими действиями.

Начиная с 1993 года, пункт 11.3 никогда не изменялся. После этого никаких предложений не поступало и изменений не производилось. Но это не означает, что п. 11.3 полностью идеален и выполняет все требования. Это подтверждает множество дорожных аварий, в которых вину оспаривают как водители обгоняемого, так и обгоняющего транспорта.

Комментарии к п. 11.3

Если ваш автомобиль пытаются обогнать, то Вы не должны этому препятствовать путем повышения скорости и другими действиями. Что подразумевается под понятием «иные»? Рассмотрим такие действия подробнее.

  1. Уменьшение бокового расстояния.
  2. Подрезание автомобиля.
  3. Даже мигание дальним светом или подачу сигнала можно приурочить к препятствованию обгона.

Теперь рассмотрим распространенные нарушения ПДД в этой части.

Поворот налево

Будет ли считаться поворот налево препятствованием обгону? Нет, это вполне нормально. По сути понятия «препятствование» и «препятствие» различаются. У первого из них нет четкого определения.

В этом вопросе пути автомобилей между собой пересекаются, поэтому возникает проблема приоритетов. В Правилах точно указаны обязанности в этом плане, и обязанность определена для обгоняющего транспорта в п. 11.2. В нем сказано, что нельзя создавать помехи обгоняемому автомобилю при возвращении в свою полосу. Но это не означает, что у Вас есть преимущество движения, если вас обгоняют, даже если Вы поворачиваете налево.

При повороте налево у водителя также возникают обязанности, чтобы уступить дорогу. А в маневр «обгона» входит не только выезд на встречную полосу, но и возвращение на прежнее место.

В результате практика разбирательств в Госавтоинспекции и практика судов утверждают, что при таких спорах виновным является тот водитель, который включил сигнал поворота позже.

  1. Если Ваш автомобиль стали обгонять, когда у Вас уже работал сигнал левого поворота, то совершать обгон другому водителю запрещал п. 11.2.
  2. Если Вас начали обгонять, а затем Вы включили сигнал левого поворота, то Вы должны уступить дорогу, но пользуясь при этом не п. 11.3, а 8.1, который запрещает совершать маневры при создании помех остальным участникам на дороге.

Тонкость по пункту 11.3 по скорости движения

Она состоит только в запрещении препятствованию обгона, увеличивая скоростной режим. В этом кажется нет ничего непонятного. Это может случиться, когда Вашу машину стали обгонять с момента трогания после перекрестка. Например, когда скорость автомобиля еще не превышает 15 км в час, и разгон только начался.

Указывает ли п. 11.3 Правил при этом не увеличивать дальше скорость, и ехать также медленно, ожидая, пока другой автомобиль не обгонит Вас? Да, на самом деле ПДД это и обязывают водителей.

По сути дела, увеличение скорости при этом будет мешать обгону. Но на эту тему также много существует споров, так как в Правилах не дано определение понятия «препятствования». Если брать во внимание это, как непосредственное – препятствование было только в том случае, когда Вы не допустили обгоняющему такой маневр, и обгона не произошло. Тогда данное «препятствование» можно считать случившимся. А если обгоняющий водитель окончил обгон, то никакого препятствования и быть не может, так как все действия завершены.

Такие спорные моменты имеются в п. 11.3 ПДД.

Читайте также:  Приставы взыскали штраф который уже оплачен

Напоминание о понятии обгона

Многие водители и сотрудники Госавтоинспекции плохо различают опережение и обгон, и не всегда знают, чем они отличаются. Последнее понятие означает опережение, но с выездом на «встречку». Если этого не было, то данный маневр нельзя назвать обгоном.

Опережением также называются следующие ситуации:

  • Автомобиль опережает другую машину по попутной полосе.
  • Вы движетесь по дороге с небольшой скоростью и пропускаете едущие сзади машины и другой транспорт, заняв крайнее правое положение. При этом, если Вас обогнали, не выезжая на встречную полосу, то это опережение.

Поэтому, п. 11.3 Правил имеет точное указание только при обгоне. А при опережении применять его нельзя.

Штрафные санкции

На момент 2020 года таких штрафов не предусмотрено. Это означает, что в Административном кодексе нет статьи, описывающей меру наказания за создание помех при обгоне.

Похожая статья КоАП – это 12.15, которая определяет наказания только для водителя, который обгоняет, и для медленно движущегося транспорта (тем, кто не дает себя обогнать). Но о препятствовании обгону в данной статье ничего не написано.

Другой нормативный акт – ст. 12.14 ч. 3 определяет наказание в виде штрафа 500 рублей за то, что водитель не соблюдал Правила в части создания помех, кроме случаев движения по перекресткам. Данную норму используют обычно хитрые инспекторы Госавтоинспекции, когда хотят наложить штраф. Но в данном случае она не подходит по причине того, что определяет наказание только за создание помех. А в п. 11.3 указано условие не препятствовать, а не мешать обгону. Это совершенно разные понятия с точки зрения законодательства.

Но это не означает, что можно не соблюдать п. 11.3 и ничего за это не будет. Виновность в дорожном происшествии по-прежнему действует. Если ДТП случится, например, из-за вашего увеличения скорости в момент обгона, и обгоняющий водитель не успеет вернуться в свою полосу, то будет вынесено постановление об отказе в нарушении. Но виновником будете Вы. К тому же, столкновение со встречной машиной – опасное происшествие, а закон для виновника при этом имеет другую статью 12.24, которая предписывает лишение прав. Могут даже привлечь по уголовной статье, если произойдет смерть людей.

Практика судов

Рассмотрим несколько случаев подобных нарушений и определений судов:

  1. В Иркутской области суд не удовлетворил жалобу водителя о том, что был нарушен закон о привлечении по ст. 12.14. Там указали, что был левый поворот во время обгона другим автомобилем. Но суд не удовлетворил жалобу.
  2. В Тюменской области городской суд вынес решение, что левый поворот не содержит нарушения п. 11.3 Правил, и при этом нет препятствования обгону.

Рассмотрев все случаи препятствования, можно сказать, что на дороге необходимо быть внимательным, чтобы не получить незаслуженное наказание.

Препятствие выполнению обгона

Ситуации на дороге, связанные с обгоном, имеют много нюансов и особенностей. Водители попутного транспорта могут воспринять обгон недопустимым поступком и начнут препятствовать обгоняющему. Тем более при наличии запрещающей разметочной линии.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

При каких условиях препятствование считается неприемлемым и какова мера наказания положена автомобилисту, осознанно принявшему решение помешать обгону.

Что это такое

Препятствие обгону – это действия со стороны обгоняемого, направленные на затруднение движения обгоняющего.

Затруднения могут быть разного рода:

  • вызывание помех или препятствий;
  • воздействие на вынужденную остановку обгоняющего.

Затруднения появляются в результате повышения скорости, преднамеренного сокращения расстояния между обгоняемым и впереди двигающимся автомобилем, наезда на противоположную сторону движения, уменьшения промежутка с обгоняющей машиной.

Все события, попадающие под категорию препятствие обгону, являются осознанными.

Если человек замечает, что на его полосе другой автовладелец включил на своем авто поворотник, то следует сохранить на прежнем уровне скорость передвижения. Обгоняющий водитель удостоверившись, что движущийся перед ним транспорт не предпримет правомерных или опрометчивых действий, начинает заезжать на вторую полосу с противоположным направлением.

При включении мигающего знака поворота обгоняемым транспортом, означающего перестройку на полосу встречного движения, можно трактовать как препятствие обгону. Подобная ситуация случается, когда водитель позади идущего автомобиля также начинает передвижение на другую полосу.

Другим примером выступает случай, когда обгоняемый автомобиль начинает сближаться с обгоняющей машиной. Эти действия подразумевают осознанное создание помех для автомобиля, выехавшего на встречное направление.

Водитель обгоняемого транспорта, начинает повышать скорость и уменьшать расстояние до впереди идущей машины. Эта ситуация предполагает создание помех. В результате водитель автомобиля, начавшего перемещаться с повышенной скоростью, препятствует желаемому маневру со стороны другого участника езды.

Что говорится в ПДД

В ПДД прописано, что водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости или другими действиями. В таком случае этот пункт выступает источником обвинения для обгоняемого водителя при возникновении аварии.

В иных ситуациях вина возлагается на водителя, совершившего маневр с заездом на встречную полосу и возвратом на свое направление.

Но нормативные документы предусматривают варианты, когда препятствование обгону не подлежит наказанию:

  • автомобилю приходится переместиться на полосу встречного движения с включенным поворотником, так как перед ним появляется препятствие (неподвижный объект);
  • транспорт, находящийся впереди, включает сигнал поворота и начинает готовиться повороту налево;
  • следующее впереди перед обгоняемым автомобилем транспортное средство поспешно пересекает другую полосу;
  • в конце шага, предполагающего обгон, машина «не влезет» между имеющимися на полосе автомобилями, не мешая обгоняемому автомобилю.

Пункт 11.2 правил ДД позволяет водителям думать, что включив знак поворота, они не препятствуют обгону. Но ситуация всегда детально рассматривается сотрудниками ГИБДД. Учитываются все факторы и показания свидетелей.

Выяснив, что водитель специально предпринимал меры для препятствования движения обгоняющего транспорта, инспектор вынесет ему наказание.

Учитывается факт, что инспекторы ориентируются на п. 11.1 ПДД, где указано, что человек должен удостовериться в верности и безопасности своего маневра. Следует проанализировать состояние встречной полосы (ее занятость на определенном расстоянии), посмотреть на сзади и впереди расположенный транспорт.

Для выполнения обгона существуют определенные участки, где разрешен маневр. Это прописано в правилах. А потом уже оцениваются условия обгона.

Можно ли препятствовать обгону на сплошной

Ситуация, когда обгоняющее транспортное средство начинает маневр на участке пути, где нанесена сплошная линия разметки, считается популярной среди водителей. Причем у водителей, выполняющих такое действие, и у водителей транспортных средств, которые выступают в роли обгоняемой машины.

Первые нарушают правила ПДД. Другие начинают возмущаться, ведь маневр может привести в аварийной ситуации.

Не оправдывается препятствие обгону в случаях:

  • обгоняющее транспортное средство вынуждено совершить маневр, чтобы предотвратить угрожающую ситуацию для человека или иных интересов. Данное правило рассматривается на основании отсутствия других вариантов предотвращения угрозы.
  • водитель-нарушитель оказывал срочную помощь пострадавшим в аварии, а именно отвозил их в ближайшее медицинское учреждение.
  • нанесенная разметка не позволяла определить сплошную линию или дорожный знак, запрещающий обгон, располагался в неположенном месте.

Если перед водителем возникает преграда (остановившийся автомобиль или иной неподвижный предмет), то он должен пропустить транспорт на встречной полосе и выехать на нее для совершения объезда. Тогда он не создаст условий для препятствования обгона другими автомобилистами.

Критерий подразумевает размер ущерба, появившегося после действий нарушителя. Степень ущерба в результате нарушения должна быть меньше объема ущерба, предупрежденного обгоняющим автомобилем.

Размер штрафа

Препятствование обгону решено относить к опасным видам вождения. Эти категории будут вводиться в будущем в КоАП. За опасное вождение предусмотрено наложение штрафа в размере 1500 рублей.

В настоящее время инспектор ГИБДД при наличии явных доказательств может предъявить водителю обгоняемой машины правонарушение. Оно будет основываться на ст.12.15, которая предполагает нарушение правил расположения транспорт на проезжей части. Размер административного штрафа за такое нарушение равен 1500 рублей.

Инспектор ГИБДД может признать обоих водителей виновными. И каждому выпишет штраф. Каждый человек может использовать материалы со своего видеорегистратора для подтверждения правоты.

Если дело доходит до судебного разбирательства, то решение судьи зависит от наличия доказательств, обстоятельств ДТП и позиции самого суда. Часто суд признает вину обоих водителей.

Решив воспрепятствовать обгону, водитель может поспособствовать возникновению отрицательных последствий данного действия. В результате можно получить постановление о наложении штрафа. А иногда дело может дойти до суда, где нарушение повлечет возмещение ущерба обгоняющего автомобиля.

Видео: Обгон, опережение, встречный разъезд

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Ссылка на основную публикацию