Временная лицензия может выдаваться на срок - Evacuator-Anapa.ru

Временная лицензия может выдаваться на срок

Временная лицензия может выдаваться на срок

Временная лицензия может выдаваться на срок

Лицензия выдается без ограничения срока ее действия.

Временная лицензия может выдаваться на срок:

§ указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;

§ от одного года до трех лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению. Но в этом может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.

Действие лицензии прекращается в случае прекращения деятельности субъекта страхового дела — индивидуального предпринимателя, ликвидации или реорганизации субъекта страхового дела — юридического лица, за исключением реорганизации в форме присоединения или выделения.

Действие лицензии субъекта страхового дела — юридического лица, созданного в порядке реорганизации в форме преобразования, не прекращается при условии соответствия вновь возникшего юридического лица.

Таким образом, существуют два вида лицензии: неограниченная лицензия (без ограничения срока ее действия) и временная лицензия (выдается до 3х лет и продляется по заявлению).

Ограничение, приостановление и возобновление лицензии

При выявлении нарушения страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения.

Предписание дается в случае:

а. осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;

б. несоблюдения страховщиком страхового законодательства в части формирования и размещения средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;

в. несоблюдения страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности;

г. нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган установленной отчетности;

д. непредставления субъектом страхового дела в установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления страхового надзора в пределах компетенции органа страхового надзора;

е. установления факта представления субъектом страхового дела в орган страхового надзора и (или) его территориальный орган неполной и (или) недостоверной информации;

ж. непредставления субъектом страхового дела в установленный срок в орган страхового надзора информации об изменениях и о дополнениях, внесенных в документы.

Предписание направляется субъекту страхового дела, при необходимости копия предписания направляется в соответствующие органы исполнительной власти.

Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.

Указанные документы должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня получения всех документов, подтверждающих исполнение предписания в полном объеме.

Представление субъектом страхового дела в установленный срок документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным. О снятии предписания сообщается субъекту страхового дела в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

Установление в последующем факта представления субъектом страхового дела документов, содержащих недостоверную информацию, является основанием для признания ранее данного предписания неисполненным.

В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается.

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора, в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии направляется субъекту страхового дела в письменной форме в течение пяти рабочих дней со дня вступления в силу такого решения с указанием причин ограничения или приостановления действия лицензии.

В период ограничения или приостановления действия лицензии изменение наименования (фирменного наименования), места нахождения и почтового адреса субъекта страхового дела, а также реорганизация субъекта страхового дела возможны только с предварительного разрешения органа страхового надзора. Отказ органа страхового надзора в выдаче предварительного разрешения должен быть мотивированным.

Субъекты страхового дела в период ограничения или приостановления действия лицензии не вправе открывать представительства и филиалы без предварительного разрешения органа страхового надзора.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме.

Основанием для отмены мер, по ограничению или приостановлению действия лицензии, является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме.

Решение о возобновлении действия лицензии вступает в силу со дня его принятия и доводится до сведения субъекта страхового дела и иных заинтересованных лиц в течение 15 дней со дня принятия такого решения. Решение о возобновлении действия лицензии опубликовывается в печатном органе, определенном органом страхового надзора.

Таким образом, ограничение лицензии означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры, а приостановление лицензии означает полный временный запрет на занятие страховой деятельностью. Возобновление действия лицензии означает разрешение на занятие страховой деятельностью в полном объеме.

Новый закон о лицензировании

Российское законодательство не стоит на месте: принят новый Федеральный закон (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ)), который заменит действующий закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее — Закон № 128-ФЗ)). Большинство положений Закона № 99-ФЗ вступит в силу 3 ноября 2011 года.

Среди главных изменений — сокращение перечня лицензируемых видов деятельности (со 105 до 49 видов), объединение нескольких видов деятельности, для которых раньше требовалось получение отдельных лицензий, в один, а также неограниченный срок действия новых лицензий. Кроме того, полномочия лицензирующих органов заметно «урезали» и более детально прописали права и обязанности их должностных лиц (ч. 2 ст. 5, ст. 7 Закона № 99-ФЗ).

Сроки действия лицензий

Сама процедура получения лицензии по сравнению с Законом № 128-ФЗ практически не изменилась. Основания для отказа в выдаче лицензии тоже остались прежними. Но зато правила взаимодействия компаний и органов, выдающих лицензии, теперь изложены более детально, что, скорее всего, позволит снизить количество споров между ними. Также сведения о конкретной лицензии теперь будут предоставляться всем желающим бесплатно (по Закону № 128-ФЗ плата составляла 100 руб.) (ч. 8 ст. 21 Закона № 99-ФЗ).

Но, пожалуй, самым важным для бухгалтеров изменением в порядке лицензирования является изменение срока действия лицензий. В отличие от старого закона, который предусматривал выдачу лицензий на 5 лет, в соответствии с Законом № 99-ФЗ полученные лицензии будут действовать бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона № 99-ФЗ).

«Старые» лицензии на виды деятельности, по которым лицензирование будет отменено, прекращают действовать с даты вступления в силу нового закона. В большинстве случаев этим днем будет являться 3 ноября 2011 года. Но есть и исключения (например, деятельность по тушению пожаров, производству и обслуживанию медтехники и др.), для которых установлены другие сроки (ч. 5—7 ст. 22, ч. 4 ст. 24 Закона № 99-ФЗ).

Если же наименование вида деятельности изменилось, а также если в «старой» лицензии не указан перечень работ или услуг, которые выполняются в составе конкретного вида деятельности, то эти лицензии по истечении срока действия нужно переоформить. После этого они становятся бессрочными (ч. 4 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Что касается остальных лицензий, которые компания получила до вступления в силу Закона № 99-ФЗ, то они действуют бессрочно (ч. 3 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Обратите внимание: все эти изменения не распространяются на «особые» лицензии, в отношении которых действует отдельный порядок регулирования. Например, лицензии на производство и оборот этилового спирта, страховую, клиринговую, банковскую деятельность и др. (ч. 2, 3 ст. 1, ч. 2 ст. 22 Закона № 99-ФЗ).

Отражаем расходы в учете

В связи с нововведениями у бухгалтера может возникнуть ряд вопросов. Например, как теперь списывать стоимость бессрочной лицензии, что делать с «недосписанной» стоимостью лицензии на те виды деятельности, по которым лицензирование отменено?

Раньше в бухгалтерском учете затраты на приобретение лицензии учитывались на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списывались в состав расходов по обычным видам деятельности в течение срока ее действия. Соответственно, если лицензия уже не нужна, ее «остаточную» стоимость, которая числится на счете 97, можно полностью списать в состав прочих расходов текущего периода (п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

В налоговом учете эти расходы списываются в аналогичном порядке: на дату прекращения действия лицензии ее стоимость единовременно включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письмо Минфина России от 25.02.2010 № 03-03-06/1/89).

Организация занималась изготовлением протезно-ортопедических изделий по заказам граждан. В соответствии с Законом № 99-ФЗ лицензирование этой деятельности отменено. В бухгалтерском и налоговом учете осталась «недосписанная» стоимость лицензии — 1000 руб.

На дату вступления в силу закона (03.11.2011) бухгалтер сделает проводку:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 97

— 1000 руб. — списана оставшаяся стоимость лицензии.

В налоговом учете на эту же дату организация единовременно отнесет стоимость «недосписанной» лицензии в состав прочих расходов.

Этот же порядок учета применяется и в отношении переоформленных лицензий, а также лицензий, которые получены «по-старому», но после вступления в силу Закона № 99-ФЗ станут бессрочными.

Что касается новых лицензий, которые теперь будут выдаваться на неограниченный срок, то их учитывать станет проще.

Ведь отражать стоимость лицензий на счете 97 как расходы будущих периодов не имеет смысла. Во-первых, у лицензии теперь нет срока действия, в течение которого ее можно было бы списывать в состав расходов по обычным видам деятельности. Во-вторых, в бухгалтерском учете с этого года (п. 65 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010 № 186н)) затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим, учитываются так же, как и активы этого вида (подробнее об этом см. в «Актуальной бухгалтерии» № 4, 2011 на с. 14). А в нормативных актах по бухгалтерскому учету не указано, что расходы на лицензирование следует отражать как расходы будущих периодов.

Читайте также:  Машину угнали а налог приходит что делать?

То есть стоимость лицензии, которая будет действовать бессрочно, теперь можно учесть в составе расходов текущего периода единовременно в месяце их возникновения. Причем это касается не только бухгалтерского, но и налогового учета.

В соответствии с Законом № 99-ФЗ производственная организация получила лицензию на фармацевтическую деятельность.

Стоимость лицензии (допустим, 15 000 руб.) в бухгалтерском учете она полностью спишет в состав расходов по обычном видам деятельности в месяце их возникновения:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 76

— 15 000 руб. — стоимость лицензии отражена в составе расходов.

На эту же дату расходы на приобретение лицензии в полном объеме отражаются и в налоговом учете как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Проверки станут разнообразнее

Изменения коснулись и порядка проведения лицензионного контроля, который в новом законе изложен более подробно (ст. 19 Закона № 99-ФЗ). Причем этот порядок действует уже с 1 июля 2011 года.

Проводить проверки лицензиатов и соискателей лицензии будет, как и прежде, лицензирующий орган. Но сам порядок их проведения теперь стал более унифицированным.

В Законе № 99-ФЗ предусмотрено проведение документарных, внеплановых выездных, а также плановых проверок (только в отношении лицензиата).

Плановые проверки будут проводиться в соответствии с ежегодным планом, разработанным лицензирующим органом. Компания-лицензиат может попасть в него, если:

— прошел один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии или ее переоформления;

— прошло три года со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

— истек срок, который установлен Правительством РФ, со дня окончания последней плановой проверки лицензиата (для деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере).

Что касается внеплановых выездных проверок лицензиата, то они могут проводиться по следующим основаниям:

— при прекращении срока, в течение которого нужно было исполнить ранее выданное лицензирующим органом предписание об устранении нарушения;

— при обращениях и заявлениях граждан, организаций, органов власти и т. д. о фактах грубых нарушений компанией лицензионных требований;

— при истечении срока, на который было приостановлено действие лицензии;

— по ходатайству самого лицензиата, если он досрочно исполнил предписание лицензирующего органа;

— при наличии приказа или распоряжения, изданного лицензирующим органом по поручению Президента России или Правительства РФ.

Закрытый перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается отдельно для каждого вида деятельности.

Мнение:

Ирина Полозова, генеральный директор ПБК «Главный бухгалтер»

Фирма может выбрать порядок списания расходов

В соответствии с новым законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» все полученные лицензии будут действовать бессрочно. Но как определить период, в течение которого необходимо списать затраты на приобретение «новой» лицензии в бухгалтерском учете?

На основании пункта 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы должны обоснованно распределяться между отчетными периодами, если в результате доходы планируется получать в течение нескольких отчетных периодов или связь между доходами и расходами не может быть четко определена. Таким образом, организация должна самостоятельно определить порядок списания этих расходов и утвердить его в своей учетной политике.

Что касается налогового учета, то здесь ситуация следующая.

Расходы на приобретение лицензий, как и раньше, признаются прочими расходами. Они уменьшают базу по налогу на прибыль с учетом положений пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса.

То есть расходы признаются в периоде их возникновения или фирма распределяет их самостоятельно (если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем).

В случае невозможности определения конкретного срока использования полученной лицензии период признания расходов на получение лицензии необходимо установить самостоятельно и утвердить в учетной политике. Но при этом должен соблюдаться принцип равномерности признания доходов и расходов.

Отдельный порядок учета будет у «недосписанных» расходов на лицензии, действие которых будет отменено после вступления в силу нового закона.

В связи с изменением условий, на основании которых расходы распределялись между отчетными (налоговыми) периодами, остаток суммы расходов на приобретение лицензии может быть отнесен организацией в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно (письма Минфина России от 25.02.2010 № 03-03-06/1/89, ФНС России от 21.01.2010 № 3-2-13/6@).

Действие лицензии

Комментарий к статье 32.5 Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»: Действие лицензии

1. Лицензия выступает в качестве индивидуализированного документа, устанавливающего исключительность прав конкретного субъекта на осуществление страховой деятельности. В этой связи она является именным документом и позволяет реализовывать определенные ею виды страхования только субъекту, на имя которого она выдана. Именной характер разрешения свидетельствует о возможности ее использования лишь конкретно определенным субъектом и запрещает передачу соответствующих правомочий иным лицам. Положения п. 1 настоящей статьи устанавливают общий запрет на передачу лицензии другим лицам, не допуская каких-либо исключений из данного правила. Однако действие лицензии предполагает необходимость определения круга субъектов, которые могут ее использовать. Так, наряду с самим страховщиком — юридическим лицом, применение лицензии допускается его филиалами и представительствами. Поскольку указанные субъекты не являются юридическими лицами и не имеют собственного правового статуса, то их деятельность регламентируются страховщиком и осуществляется в соответствии с выданной ему лицензией. Особенности получения лицензий дочерними, зависимыми компаниями, а также иными субъектами, в том числе обществами взаимного страхования, составляют предмет правового регулирования специальных норм настоящего Закона и рассматривается в рамках комментария к указанным правовым предписаниям.

Лицензия представляет собой разрешение органа государственной власти на осуществление отдельных видов деятельности, в данном случае страхования. Такие разрешения могут быть классифицированы по сроку и периоду их действия на постоянные и временные.
По общему правилу лицензия является бессрочным документом, хотя на практике все чаще встречаются иные правила, устанавливающие определенный период ее действия. Пункт 1 настоящей статьи прямо предусматривает, что лицензия на осуществление страховой деятельности не имеет срока действия, т.е. является постоянной и не ограничена во времени. В течение всего периода осуществления деятельности по соответствующим видам страхования в соответствии с требованиями действующего законодательства лицензия сохраняет свое действие. Прекращение ее действия допускается лишь по решению уполномоченного органа при наличии обстоятельств для ее аннулирования.

Положения настоящего Закона могут предусматривать иные, отличные от общих правила, в том числе и в части определения срока действия лицензии, что позволяет говорить о временном характере такого разрешения. Так, например, Приказом Федеральной службы страхового надзора от 7 февраля 2011 г. N 53 «О выдаче временной лицензии на осуществление дополнительных видов страхования ООО «Страховой центр «СПУТНИК» выдана временная лицензия сроком на 3 года на осуществление дополнительных видов страхования — страхования средств наземного транспорта (кроме железнодорожного), грузов, средств воздушного транспорта и гражданской ответственности их владельцев.

2. Случаи выдачи временной лицензии определяются настоящим Законом. В частности, перечень таких случаев регламентирован п. 2 настоящей статьи. К ним относятся:

  • заявление страховщика о намерении осуществлять отдельные виды страхования в течение определенного периода времени. Лицензия в данном случае выдается на срок, указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на три года;
  • отсутствие информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством. Лицензия в таких ситуациях выдается на срок от одного года до трех лет.

Закон может устанавливать и иные случаи выдачи временной лицензии. По общему правилу срок действия такой лицензии не превышает трех лет. Однако на практике зачастую срок действия временной лицензии в значительной степени превышает установленный предел. Подобная ситуация обусловлена предписаниями п. 3 настоящей статьи, которая устанавливает возможность продления срока действия лицензии, т.е. сохранение возможности осуществления указанных в ней видов деятельности на протяжении нового срока, на который выдавалась лицензия. Срок продления лицензии по общему правилу приравнивается к первичному сроку ее действия. Исключения из общего правила могут быть предусмотрены в отдельных случаях действующим законодательством, причем в данном случае закон относит решение этого вопроса исключительно к компетенции страхового законодательства.

3. Независимо от характера и срока действия лицензии ее действие начинается с момента получения разрешения соискателем, т.е. с момента ее фактической передачи страховщику. Таким образом, в качестве юридического факта, порождающего возможность осуществления страховой деятельности, выступает специальный страховой состав, включающий в себя: решение уполномоченного органа о выдаче лицензии индивидуально определенному страховщику, а также получение лицензии ее соискателем. Отсутствие хотя бы одного из элементов юридического состава не порождает права на осуществление страховой деятельности, несмотря на то, что закон непосредственно связывает такую возможность именно с фактом выдачи лицензии страховщику.

Положения настоящей статьи регламентируют и специальные основания прекращения действия временной лицензии, которые фактически являются дублированием общих предписаний закона, поскольку воспроизводят общие основания. Так, предусмотренное п. 3 настоящей статьи основание отказа в продлении срока действия лицензии является общим основанием отказа в выдаче лицензии. Однако состав таких оснований в данном случае является усеченным, поскольку отражает лишь одно положение — установление нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, совершенного в период действия лицензии, которое не устранено в установленный срок. Указанное положение является лишь одним из требований в системе предписаний соблюдения принципа законности в деятельности страховщиков. Однако сущность указанного основания свидетельствует о его комплексном характере, который позволяет в рамках одного требования объединить несколько оснований, поскольку все они связаны с нарушением требований действующего законодательства, в первую очередь настоящего Закона. В этой связи ключевым в применении на практике указанного положения является факт неустранения или несвоевременного устранения выявленного нарушения, т.е. сознательное допущение нарушения субъектом страхового дела. Поскольку такой субъект не соблюдает требования действующего законодательства, он не может осуществлять страховую деятельность, т.к. ее реализация будет противоправной. В этой связи Федеральная служба по финансовым рынкам обязана отказать в продлении срока действия лицензии. Однако ничто не мешает субъекту после устранения выявленного нарушения и приведения в соответствие с требованиями законодательства деятельности такого субъекта обратиться за выдачей как временной, так и постоянной лицензии на осуществление соответствующих видов страхования.

4. Наряду с отказом в продлении срока действия лицензии Закон предусматривает и возможность прекращения ее действия. Основания прекращения лицензии напрямую зависят от вида лицензии: постоянная или временная. Так, наиболее распространенным основанием прекращения действия временного разрешения является истечение срока, на который выдавалась лицензия. Однако наряду с этим положением страховщик может в добровольном порядке отказаться от лицензии, например, в случае прекращения страховой деятельности, лицензия может быть аннулирована решением органа государственной власти и т.п. Особенностью предписаний настоящей статьи выступает их фрагментарность. Так, в качестве единственного основания прекращения действия лицензии п. 4 предусматривает прекращение деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также ликвидация и реорганизация юридического лица. Таким образом, прекращение действия лицензии всегда связывается с утратой субъектом страхового дела дееспособности в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Утрата возможности осуществления предпринимательской деятельности влечет за собой и невозможность использования лицензии на осуществление обязательного или добровольного страхования, т.е. влечет прекращение ее действия.
Однако в случае реорганизации юридического лица отдельные субъекты сохраняют свою правосубъектность. Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних (реорганизуемых) юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Читайте также:  Как поставить прицеп на учет в ГИБДД?

Слияние — это реорганизация, при которой два и более юридических лица прекращают свою деятельность в результате объединения и на их основе образуется новое юридическое лицо, т.е. ранее существовавшие субъекты утрачивают свой статус, а соответственно, и лицензию на осуществление страховой деятельности. Образованное на их основе юридическое лицо вправе обратиться за выдачей лицензии на данный вид деятельности в общем порядке.

Разделение — это прекращение деятельности одного юридического лица путем его разделения на два новых юридических лица, которые получаются в результате реорганизации. При реорганизации разделения юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. При этом в разделительном балансе при реорганизации путем разделения должно указываться, в какой степени каждое вновь создаваемое юридическое лицо принимает обязанности и права, а также долги и обязательства предприятия, которое существовало до реорганизации путем разделения. Несмотря на указанное правопреемство, лицензия реорганизованного субъекта не может быть передана ни одному из вновь образованных, в связи с чем она прекращает свое действие в силу отсутствия субъекта, которому она была выдана, поскольку лицензия является именным документом и не подлежит передаче третьим лицам.

Реорганизация в форме преобразования — преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы). При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом. Таким образом, субъект, получивший лицензию на осуществление страховой деятельности, прекращает свое юридическое существование, что влечет за собой и прекращение действия лицензии ввиду отсутствия субъекта, которому она была выдана.

Исключение из общего правила составляют две формы реорганизации юридических лиц, которые сохраняют правосубъектность одного из реорганизуемых юридических лиц: присоединение и выделение. На их исключительный характер прямо указывают предписания настоящей статьи.

Реорганизация в форме присоединения — прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого общества в соответствии с передаточным актом. Таким образом, общество к которому присоединяются реорганизуемые юридические лица, сохраняет свою правосубъектность в полном объеме. При использовании данной формы реорганизации следует учитывать, что лицензия на осуществление страховой деятельности сохраняет свое действие лишь в случае, если она была выдана субъекту, к которому осуществляется присоединение. Если же лицензия выдавалась присоединяемому субъекту, то она прекращает свое действия, несмотря на то, что ГК РФ прямо предусматривает переход всех прав и обязанностей к правопреемнику.

Сохранение действия лицензии реорганизованного в порядке присоединения юридического лица возможно лишь при условии его соответствия требованиям действующего законодательства, в первую очередь настоящего Закона. Так, например, если в процессе реорганизации страховщик присоединяется в обществу с ограниченной ответственностью, созданному в общем порядке и осуществляющему иные виды деятельности, сохранение действия лицензии невозможно, т.к. такой субъект не соответствует требования настоящего Закона: не имеет необходимого уставного капитала, иных гарантий финансовой устойчивости и т.п. В подобной ситуации субъект утрачивает право на осуществление страховой деятельности, а лицензия прекращает свое действие с момента прекращения юридического лица, которому она была выдана. Если же производится присоединение одного страховщика к другому, осуществляющему аналогичные виды страхования, то действие лицензии может быть сохранено при условии соответствия иным требованиям Закона.

Поскольку лицензия является именным документом, в процессе реорганизации свидетельствует о внесении изменений в основные сведения о юридическом лице, например, наименование и т.п., то указанные изменения должны быть своевременно внесены в лицензию в целях установления соответствия документа и субъекта, его использующего. В этой связи Закон обязывает Федеральную службу по финансовым рынкам произвести замену бланка лицензии, одновременно внеся в него все необходимые изменения. Однако на практике такая замена производится лишь после завершения процедуры реорганизации юридического лица и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. Активная роль в данном процессе принадлежит соискателю лицензии.

Реорганизация в форме выделения представляет собой создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего. При выделении из состава общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом. В данном случае действие лицензии сохраняется только в случае, если она выдавалась юридическому лицу, из состава которого производится выделение. Выделяемый субъект в силу того, что он приобретает статус юридического лица лишь с момента государственной регистрации выделения, не может обладать лицензий. Поскольку ранее он не имел возможности обратиться в уполномоченный государственный орган за ее выдачей.

Положения настоящей статьи направлены на установление и нормативное урегулирование правил преемственности в деятельности страховщиков и обеспечения стабильности данного сегмента рынка.

Внимание: новые правила лицензирования

Елисова И. Н., ведущий эксперт

С 1 января 2011 года действует новый порядок лицензирования образовательной деятельности. Помимо того что лицензия стала бессрочной, сокращен и срок рассмотрения документов организации на ее выдачу – с 60 до 45 дней.

Порядок лицензирования определяет Правительство РФ

Сразу отметим, что изменения, касающиеся лицензирования, внесены Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ в Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». При этом определено, что порядок лицензирования образовательной деятельности устанавливает Правительство РФ. В то же время многие важные моменты теперь прописаны в самом законе. И они идут вразрез с Положением о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277, которое пока действует. Поэтому в ближайшее время скорее всего будет либо изменено старое положение о лицензировании, либо принято новое.

Срок действия лицензии

С этого года выданная лицензия на образовательную деятельность будет действовать бессрочно. Отметим, что ранее лицензия выдавалась на срок, не превышающий шести лет (п. 29 Положения о лицензировании).

Правда, по истечении года после выдачи документа, подтверждающего наличие лицензии, в учреждении проведут плановую проверку. Ее цель – проконтролировать, как учебное заведение соблюдает лицензионные требования и условия. И если при проверке выявят нарушения, организации выдадут предписание об их устранении. Срок для устранения – не более шести месяцев.

После истечения этого срока организация должна представить в лицензирующий орган отчет об исполнении предписания, приложив к нему подтверждающие документы.

В противном случае в отношении нее будет возбуждено дело об административном правонарушении, а действие лицензии временно приостановят – полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности.

Если и после этого организация не устранит нарушения, лицензирующий орган обратится в суд с заявлением об аннулировании лицензии на образовательную деятельность.

Приложения к лицензии

Неотъемлемой частью документа, подтверждающего наличие лицензии, являются приложения к нему (п. 6 ст. 33.1 закона об образовании).

В них указываются адреса, по которым будет осуществляться образовательная деятельность, сведения об образовательных программах, иные данные.

Но главное, что теперь предусматривает закон об образовании, – по каждому филиалу оформляется отдельное приложение.

Ранее сведения о филиалах также указывали в приложении (п. 27 Положения о лицензировании).

Переоформление лицензии

В некоторых случаях учреждению придется переоформить лицензию (конкретные ситуации перечислены в п. 9 ст. 33.1 закона об образовании).

Итак, переоформить лицензию придется, если:

– необходимо дополнить документ, подтверждающий наличие лицензии, сведениями о филиалах, адресах места ведения деятельности, образовательных программах;

– закрыты образовательные программы, места ведения образовательной деятельности;

– изменено наименование образовательных программ, указанных в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии.

Также лицензию придется переоформить, если учреждение реорганизовано в форме слияния. При условии, если у одного или нескольких реорганизованных юридических лиц имеется лицензия.

В случае реорганизации учреждения в форме присоединения также придется переоформить лицензию. Правда, только тогда, когда она есть у присоединенного юридического лица. Переоформить лицензию необходимо и при смене типа бюджетного учреждения, например, на автономное.

Отметим, что может быть переоформлен весь документ, подтверждающий наличие лицензии, или отдельное его приложение.

Надо сказать, что с этого года увеличена пошлина за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, или приложения к такому документу. Вместо 200 руб. теперь придется заплатить 2600 руб. Такой размер госпошлины прописан в подпункте 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.

При этом размер госпошлины за оформление лицензии не изменился. Он составляет 2600 руб.

Предоставление временной лицензии

В случае реорганизации образовательной организации в форме разделения или выделения лицензирующий орган предоставляет ей временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного учреждения. Срок действия такой лицензии – один год.

Решение о предоставлении временной лицензии принимается в течение 10 дней со дня, когда организация подаст заявление о предоставлении ей временной лицензии, приложив к нему необходимые документы.

При этом в заявлении указываются:

– сведения, предусмотренные законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности;

– перечень образовательных программ;

– сведения о прекращении реализации образовательных программ, прекращении осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления (если имеет место такой факт);

– перечень образовательных программ, которые указаны в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, и наименования которых изменены (если происходит изменение).

При реорганизации в форме слияния документ, подтверждающий наличие лицензии, переоформляется на основании лицензий одного или нескольких реорганизованных юридических лиц.

Читайте также:  Как проверить истинный пробег автомобиля

При реорганизации в форме присоединения переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится на основании лицензии образовательного учреждения и лицензии присоединенного юридического лица.

Срок выдачи лицензии

При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии (переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии) лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, которые содержатся в заявлении и документах, представленных организацией.

Также он оценивает, насколько организация может выполнять лицензионные требования. И в срок, не превышающий 45 дней, выносит решение о выдаче лицензии (или об отказе в этом). Такой срок закреплен в пункте 11 статьи 33.1 закона об образовании.

Отметим, что ранее лицензирующему органу отводился срок в 60 дней (п. 21 Положения о лицензировании).

Когда в лицензии откажут?

Закон об образовании устанавливает, что лицензирующий орган вправе не принять у образовательной организации документы к рассмотрению по следующим основаниям:

1) лицензирование образовательной деятельности не отнесено к компетенции соответствущего органа;

2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые организация не вправе реализовывать;

3) запрошенные у организации документы не представлены в срок. Надо сказать, что запросить документы могут, если при их подаче образовательная организация не представила какой — то документ или представила его, заполнив с ошибками.

А вот основания для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, перечислены в пункте 19 статьи 33.1 закона об образовании. Они совпадают с теми, которые указаны в пункте 23 Положения о лицензировании.

Это два основания:

1) наличие в документах, представленных образовательной организацией, недостоверной информации;

2) несоответствие условий ведения образовательной деятельности, в том числе в части объектов, используемых в рамках такой деятельности, лицензионным требованиям и условиям.

Ответственность за нарушение порядка лицензирования

Если у образовательной организации отсутствует лицензия, то ее могут привлечь к административной ответственности. Сумма штрафа составит (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

– от 4000 до 5000 руб. – для должностных лиц;

– от 40 000 до 50 000 руб. – для организаций.

Если же учреждение ведет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, то за отсутствие лицензии могут оштрафовать по статье 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

– от 30 000 до 50 000 руб. – должностных лиц;

– от 170 000 до 250 000 руб. – организацию.

Если же учреждение нарушает условия лицензии, то сумма штрафа составит (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях):

– от 3000 до 4000 руб. – для должностных лиц;

– от 30 000 до 40 000 руб. – для организаций.

В случае, когда речь идет о деятельности, не связанной с извлечением прибыли, размеры штрафов такие:

– от 15 000 до 25 000 руб. – для должностных лиц;

– от 70 000 до 100 000 руб. – для организаций.

Также образовательное учреждение могут привлечь к ответственности за грубое нарушение правил, предусмотренных лицензией.

Максимальный размер штрафа в подобном случае – до 50 000 руб. (если деятельность не подразумевает извлечение прибыли – 150 000 руб.).

Срок действия лицензии

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Комментарий

1. Согласно действующему гражданскому законодательству, право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. Следовательно, права, связанные с такой деятельностью, возникают только с момента получения лицензии, а сделки, заключенные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, являются недействительными (ст. ст. 167, 173 ГК РФ).

Действие лицензии как документа, дающего разрешение на осуществление отдельных видов деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований, ограничено определенным сроком. Пунктом 1 комментируемой статьи установлен минимальный срок, на который может быть выдана лицензия, — это пять лет. Минимальный срок действия лицензии является единственным из временных параметров, который специально оговорен в комментируемой статье, срок действия лицензии при его пролонгации предусматривается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В основном положения о лицензировании конкретных видов деятельности предусматривают пятилетний срок действия лицензии. Однако в Положении о лицензировании космической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 403, прямо указано, что лицензия может быть предоставлена на срок более чем 5 лет головной организации-разработчику (производителю), если государственным контрактом предусмотрен более длительный, чем 5 лет, срок выполнения работ по целевым программам (п. 8).

Пятилетний срок, по сравнению с ранее действовавшим законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, увеличен (ранее лицензия выдавалась на срок не менее трех лет). Как представляется, данное решение законодателя целесообразно и обусловлено необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, что отвечает реальным потребностям современного бизнеса.

Действие лицензии исчисляется со дня ее выдачи лицензирующим органом, а в соответствии с ч. 3 ст. 49 ГК право юридического лица на осуществление деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено федеральным законом. В срок действия лицензии засчитывается время фактического бездействия лицензиата — при переоформлении лицензии, а также в случае приостановления действия лицензии. Истечение срока действия лицензии или ее аннулирование означают прекращение правомочий лицензиата.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает возможность продления срока действия лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Для этого лицензиату — юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

В заявлении указываются:

— организационно-правовая форма и полное наименование юридического лица или Ф.И.О., паспортные данные индивидуального предпринимателя;

— сокращенное наименование, фирменное наименование, место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя (с указанием почтового индекса);

— адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности (с указанием оснований использования помещений и оснований изменения адресов мест осуществления деятельности);

— виды обособленных объектов с указанием видов осуществляемых работ на объекте;

— почтовый адрес лицензиата (с указанием почтового индекса);

— данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр (кем выдан, дата, серия и N бланка);

— наименование, код подразделения, адрес налоговой инспекции (с указанием почтового индекса);

— данные документа о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

— данные документа, подтверждающего внесение изменений в сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре;

— решение учредителя (иного уполномоченного органа юридического лица) (когда оформлено, утверждено, N решения), контактный телефон, факс, адрес электронной почты, подпись и дата.

Кроме того, к заявлению прилагается копия платежного поручения с оригинальной отметкой банка о принятии к исполнению платежа за рассмотрение заявления о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии (письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 04.08.2005 N 02И-395/05).

В ст. 11 комментируемого Закона законодатель указал, что заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, если федеральным законом не предусмотрено иное. Конкретно о случаях продления срока действия лицензии в статье указаний нет. Но исходя из ее положений можно сделать вывод, что лицензиат должен подать заявление о переоформлении не позднее пятнадцати дней со дня наступления того или иного события, в конкретном случае — истечения срока действия лицензии. При этом переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления, то есть лицензиату будет необходимо 25 дней на то, чтобы получить новую лицензию, но не следует забывать, что срок действия прежней лицензии уже истек. В связи с чем представляется, что положения ст. 11 комментируемого Закона не совсем корректны по отношению к случаям продления срока действия лицензии и требуют уточнения, а лицензиат, учитывая положения ныне действующего законодательства о лицензировании, дабы избежать неприятностей, должен заблаговременно позаботиться о продлении срока действия лицензии.

Важной новеллой ныне действующего Закона о лицензировании является то, что в комментируемой статье не предусматривается возможность лицензирующего органа отказать в продлении лицензии. Единственным основанием для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть только представление лицензиатом неполных или недостоверных сведений (ст. 11 комментируемого Закона). По ранее действующему законодательству лицензирующий орган был вправе отказать в пролонгации срока действия лицензии по заявлению лицензиата в случаях, если продление срока действия лицензии сопряжено с дополнительными лицензионными требованиями и если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий. Таким образом, налицо прогресс закона: убран один из административных барьеров на пути к осуществлению предпринимательской деятельности. Указанные положения подтверждаются и судебной практикой. Так, ФАС Уральского округа от 29.11.2007 N Ф09-9907/07-С1 по делу N А07-5979/07 постановил, что, удовлетворяя требования о признании незаконным отказа в продлении срока действия лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, суды правомерно исходили из того, что пропуск предпринимателем срока на подачу заявления о продлении срока действия имевшейся лицензии не может являться основанием для отказа в удовлетворении данного заявления.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает также и бессрочное действие лицензии, которое устанавливается конкретными положениями о лицензировании. Из всех ныне действующих положений о лицензировании о бессрочном действии лицензии говорится только в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2006 N 432 «О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках», а также в Постановлении Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», где сказано: «лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», выданные до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии).

Ссылка на основную публикацию