Срок действия аналоговых тахографов с шайбой - Evacuator-Anapa.ru

Срок действия аналоговых тахографов с шайбой

Срок действия аналоговых тахографов с шайбой

Тахографы с 1 ноября 2019

Изменения в законодательстве в отношении правил использования тахографов.

С января по декабрь прошлого, 2018 года было зафиксировано 10,9 тыс. аварий с участием водителей грузового автотранспорта (на 0,1% больше, чем в 2017-м), в этих авариях погибли 1,7 тыс. (это на 0,1% меньше показателей прошлого года), были ранены 13,7 тыс. (на 0,9% меньше) человек.

Как одну из основных причин такого количества ДТП с участием грузовиков надзорные органы выделяют нарушение режимов труда и отдыха водителей. Ненормированный рабочий день, по словам представителей ГИБДД и Ространснадзора является основным нарушением, выявляемым при проведении проверок автотранспортных предприятий.

Резонансные ДТП, происходящие с печальной регулярностью с участием грузовых автомобилей и автобусов, вносят свою лепту в формирование понимания масштабов проблемы нарушения режимов труда и отдыха водителей. Многие перевозчики не знают, в соответствии с каким нормативно-правовым актом рассчитывается время работы водителя. Учитывая, что сумма штрафа до 01 ноября 2019 года за нарушения РТО была в размере от 1000 рублей до 3000 рублей для граждан, а для предприятий вообще административное наказание предусмотрено не было, данным вопросом перевозчик не озадачивался. Как правило, на таких предприятиях уровень контроля над рабочим временем водителей низок. Документация (графики работы, путевые листы и т.д.) регламентирующая РТО не ведется или заполняется после проверки или произошедшего ДТП.

Такой подход к обеспечению безопасности дорожного движения со стороны перевозчиков в корне не соответствует требованиям Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Законодатель, понимая безрезультативность низкого размера штрафов и отсутствие конкретики в Перечнях моделей устройств контроля режимов труда и отдыха водителей (тахографов), подготовил и внес изменения в ряд законодательных актов регламентирующих данное направление обеспечения безопасности дорожного движения.

  1. Размер штрафов за эксплуатацию и выпуск на линию без тахографа, без карты водителя в тахографе, с неисправным тахографом, с тахографом не соответствующим предъявляемым требованиям:

— Для водителей от 3 000 до 5 000 руб. (вместо 1 000 – 3 000 руб.).

— Для должностных лиц от 7000 до 10 000 руб. (вместо 5 000 – 10 000 руб.).

— Для индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

— Для юридических лиц от 20 000 до 50 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

  1. Штрафы за нарушение режимов труда и отдыха водителей:

— Для водителя от 1 500 до 2 000 руб. (вместо 1000 – 3000 руб.).

— Для должностных лиц от 7000 до 10 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

— Для индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

— Для юридических лиц от 20 000 до 50 000 руб. (сейчас не предусмотрен).

Изменения в редакции этого закона вступающей в силу с 01 ноября 2019 года конкретизируют требования к устанавливаемым тахографам. На территории РФ могут эксплуатироваться только тахографы внесенные в перечни Минтранса РФ. С данными перечнями можно ознакомиться по ссылкам:

Перечень тахографов ЕСТР:

Стоит отметить, что в Перечне тахографов ЕСТР отсутствуют аналоговые (шайбовые) тахографы. Как это трактовать, каждый решает сам. Кто-то утверждает, что их нужно и можно использовать, кто-то напротив говорит, что тахографы работающие по принципу записи РТО на диаграммный диск, запрещены (выведены из эксплуатации). При этом в интернете есть информация, что достаточно сделать калибровку и метрологическую поверку данного тахографа и он может эксплуатироваться дальше. Эксплуатация аналоговых тахографов помимо прочего накладывает определенные обязанности на водителя. Основная проблема – соблюдение инструкции начала и конца рабочей смены, наличие в автомобиле использованных диаграмных дисков за период не менее 28 дней назад. Стоит понимать, что систематизировать и отладить мероприятия по учету РТО с аналоговым тахографом, намного сложнее, чем с цифровым. Как итог постоянные штрафы, а с 01 ноября – не малые штрафы.

Наша позиция по данному вопросу такова: Норма закона носит четкий регулятивный характер. Разрешено то, что есть в Перечне. Мы за продолжительное время работы не установили ни одного аналогового

тахографа. Даже когда многие «мастера» ставили аналоговые тахографы «задним числом».

Мы, как мастерская обязаны содействовать повышению безопасности дорожного движения. Установка и поддержание ликвидности аналоговых тахографов ни как не способствует данному тезису.

Калибруя аналоговый тахограф владелец автомобиля, ориентируется принципами ложной экономии и уже на этапе начала проведения работ заявляет, что ему нужна только наклейка на проем двери и сертификат калибровки. Наша задача донести до каждого водителя, собственника автомобиля, руководителя транспортного предприятия информацию о том, что покупка наклейки и сертификата не избавит их от обязанности соблюдать РТО.

Дополнительно хотим отметить, что эксплуатировать транспортные средства оснащенные тахографами ЕСТР на территории РФ могут только иностранные компании и отечественные компании, имеющие лицензию на осуществление международных автомобильных перевозок. Эта лазейка в законе позволяет отложить замену аналогового или цифрового тахографа ЕСТР на тахограф с СКЗИ на более поздний срок. Мы сейчас не имеем в виду те организации, которые реально выезжают за пределы РФ. Речь о тех, кто вообще не покидает территорию РФ и не планирует это делать. Такие перевозчики «покупают» карточку МАП и думают, что инспектора Ространснадзора и ГИБДД не имеют права требовать от них наличия тахографа с СКЗИ. Сколько времени потребуется законодателям, чтобы прикрыть эту «дыру в законе» точно неизвестно, но стоит понимать, что решение этого вопроса не за горами. При этом те, кто сейчас вместо вложения денежных средств в повышение безопасности дорожного движения фактически покупают бумагу, должны понимать, что до окончания действия данного разрешения (МАП) они могут не доездить по причинам от них независящим. Эти перевозчики повторят ошибку тех, которые в 2012-2013 годах активно оснащались аналоговыми тахографами, которые сейчас остается только выбросить.

Систематизация и автоматизация, ужесточение контроля за РТО, грядущий ввод общероссийской системы тахографического контроля не оставит шансов аналоговым устройствам остаться на транспортных средствах.

С октября месяца в нашу организацию поступает масса звонков, что отменили СКЗИ, можно ездить с российскими тахографами без СКЗИ, можно ставить тахограф с шайбами… Подумайте, прежде чем доверять не проверенным источникам информации!

АльфаВладТелематика

Профессиональный мониторинг транспорта и персонала

Аналоговые тахографы вне закона!

Напомним, тахограф позволяет контролировать режим труда и отдыха водителей, что минимизирует риск ДТП из-за усталости или сна за рулем. Его установка является обязательным условием для регистрации грузового и пассажирского транспорта в России.

28 декабря 2015 года официально вступил в силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273».

В Приказе изменены правила переоснащения тахографами транспорта, осуществляющего коммерческие грузопассажирские автоперевозки по дорогам России. На транспортные средства категорий N2, N3, М2, М3, оснащенные аналоговыми приборами, должны быть установлены цифровые тахографы с блоком СКЗИ, которые соответствуют приказу Минтранса России № 36 до 1 июля 2016 года. Аналоговые тахографы не регистрируют информации на карточках для тахографа, которые изготовлены в виде специальной пластиковой карты с электронным носителем информации. Получается, что тахографы с шайбами , установленные или находящиеся в эксплуатации для перевозок внтури РФ действительны по 1 июля 2016 года (вместо 1 января 2018 года)
Устанавливать тахографы ЕСТР для перевозок грузов внутри страны ЗАПРЕЩЕНО. Использовать тахографы ЕСТР могут только организации имеющие свидетельства и карточки ТС для выезда в страны Европейского союза (международные перевозчики).

Напомним, что тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

    транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N2); транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);

Запрет на использование аналоговых контрольных устройств обусловлен тем, что они не способны обеспечить оптимальную регистрацию информации. Аналоговые тахографы использовались с 1975 года и не записывали историю перемещений автомобиля, подробных изменений скоростного режима и соблюдения режимов отдыха. В случае аварии, тахошайба (диск для записи режимов работы и отдыха водителей в течение смены) легко повреждалась. В результате все данные оказывались утеряны. Аналоговый тахограф также не передавал данные о местоположении транспортного средства, что могло играть критическую роль в случае серьезного ДТП.

Поэтому авторы законопроекта полагают, что в результате использования цифровых тахографов удастся уменьшить число аварий на трассах.
Это станет возможным благодаря «пошаговой» детализации маршрута водителя, когда в случае возникновения ДТП максимально точные координаты местонахождения пострадавших будут переданы на пульт скорой помощи, службы спасения и ГИБДД.

Сегодня на грузовиках можно встретить 4 вида контрольных устройств: аналоговые (шайбовые) тахографы; тахографы, отвечающие требованиям ЕСТР или требованиям 720 постановления Правительства РФ, а также тахографы, соответствующие требованию Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. После 1 июля 2016 года законным будет использование аналоговых тахографов, отвечающих требованиям Европейского соглашения, только при наличии у заказчика допуска на осуществление международных перевозок. То есть на транспортных средствах, используемых на внутрироссийских перевозках допускается использование только цифровых тахографов.

Обращаясь к опыту Европейского союза, следует отметить, что в ЕС, уже начиная с 2006 года, установка аналоговых тахографов была повсеместно запрещена. С этого момента заводы выпускали исключительно автомобили, оборудованные цифровыми приборами технического контроля, которые соответствуют требованиям Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).
А старые аналоговые тахографы, снятые с грузовиков контейнерами повалили в Россию на вторичный рынок, где успешно ставились под видом новых.

Несмотря на то, что вопрос замены устаревших моделей тахографов и ужесточения законодательства находится на повестке дня, начиная с 2013 года, эта ситуация на рынке не устраивает ряд мастерских, которые продолжают устанавливать старые или бывшие в употреблении, а значит более дешевые тахографы.

В сети интернет бытует мнение, что никакого запрета на эксплуатацию транспортных средств оснащённых аналоговыми тахографами с 1 июля 2016 года НЕ БУДЕТ.
Это мотивируется тем, что запрет в явном виде огласило только ФБУ Росавтотранса в своем письме от 10.02.2016 №08-02/363. Там прямо сказано, что с этой даты будет запрещена эксплуатация тахографов без специальных пластиковых карт с электронным носителем (за исключением лишь тахографов ЕСТР).

Сам же Минтранс РФ явных указаний на запрет не выпускал, а лишь приказом от 02.12.2015г. №348 изменил сроки прекращения оснащения транспортных средств аналоговыми тахографами, изменив Порядок оснащения транспортных средств тахографами (Приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. N 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»).
Однако данный приказ однозначно трактует замену аналоговых тахографов на цифровые с блоком СКЗИ или ЕСТР не как право, а обязанность перевозчика.
Законодательная инициатива Минтранса вовсе не утверждает, что можно устанавливать аналоговые тахографы до 1 июля 2016 года, а прямо понуждает владельцев заменить их на соответствующие требованиям приказа Минтранса России N 36, а именно включённые ФБУ «Росавтотранс» в перечень моделей допущенных тахографов.

Следовательно, любое транспортное средство, осуществляющее перевозки согласно приказу № 273 должно быть переоборудовано на новый тахограф и строго в указанный срок. Если же перевозчик этого не сделал, с 01.07.16 его транспортное средство будет считаться НЕ ОБОРУДОВАННЫМ тахографом, за что будет нести административную ответственность.

А перевозчики, которые доверяют, тем мастерским, что установили ненужные в Европе девайсы с шайбами, предлагают не смотреть на закон и уверяют, что «и так сойдёт», будут нести дополнительные расходы и повторно устанавливать уже другие тахографы, соответствующие законодательству или выплатить штрафы.

Только с начала 2016 года (на июнь, момент написания статьи) сотрудниками Госавтоинспекции было составлено почти 400 тысяч протоколов о нарушении КоАП за управление транспортным средством без тахографа, а также за использование не работающего или не соответствующего нормам законодательства устройства контроля режима труда и отдыха.

Читайте также:  Максимальный срок лишения водительских прав

Напомним все актуальные сроки оснащения транспортных средств тахографами:

    автобусы категорий М2 и M3, используемых для перевозки пассажиров, -до 1 июля 2014 г.; транспортные средства категорий N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов, — до 1 апреля 2014 г.; транспортные средства категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок, — до 1 июля 2014 г.; транспортные средства категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, — до 1 сентября 2014 г; транспортные средства категории N2, используемых для перевозки грузов,не относящихся к опасным, — до 1 апреля 2015 г.; транспортных средств категорий N2, N3, М2 и M3, оснащенных организациями — изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР , Женева, 1 июля 1970 г.), за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения , труда и отдыха ,не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации соответствующих требованиям к тахографу , устанавливаемым на транспортные средства ( приложение №1 к приказу Минтранса № 36) , или требованиям ЕСТР( далее –аналоговые контрольные устройства)- до 1 января 2018 года транспортных средств категорий N2, N3, М2 и M3, оснащенных мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720, за исключением аналоговых контрольных устройств – до 1 января 2018 года транспортных средств, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, — до 1 июля 2016г.

Фактически Минтранс уже дал понять всем контролирующим и регулирующим органам, что с 01.07.2016 года, при оснащении транспортных средств необходимо использовать только тахографы с блоком СКЗИ (для внутрироссийских перевозок) или тахографы ЕСТР (в случае международных перевозок).

Одновременно с этим фактически запрещается эксплуатация автомобилей, на которых установлены несертифицированные приборы тахографии (EGK-100, 1319, 1314 и т.п.).

Поскольку тахограф является компонентом транспортного средства и следовательно находится в сфере влияния Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза» контролирующими органами с середины 2016 года будет проводитбся проверка соответсвия установленных приборов учёта режима труда и отдыха водителя действующим нормам законодательства.
Следовательно сотрудники Министерства внутренних дел, в частности ГИБДД, территориальных подразделений транспортных инспекций, будут использовать данное положения для наказания перевозчиков неуспевших оснастить транспортные средства в установленном порядке. А юридические лазейки в Законе планируется закрывать. Подготовка соответствующего федерального закона на более точное регулирование рынка тахографии уже ведется.

Ранее, все транспортные средства, подлежащие оснащению тахографами, и оборудованные аналоговыми тахографами, были обязаны провести переоснащение на цифровые тахографы до 1 января 2018 года.

Согласно вступившему в силу Приказу Минтранса, срок замены аналоговых тахографов на цифровые перенесен на 1 июля 2016 года для всех категорий ТС, подлежащих оснащению. Это означает, что до 1 июля 2016 года аналоговые тахографы, установленные на транспортные средства, осуществляющие перевозки на территории РФ, должны быть заменены на цифровые тахографы с блоком СКЗИ, соответствующие Приказу Министерства транспорта РФ №36 от 13.02.2013.

Как будут обстоять дела с проверками на дорогах нам предсказать сложно. Ясно одно, предъявляя для проверки аналоговый тахограф перевозчики будут под пристальным контролем.

Должностных лиц могут наказать в размере 5-10 тысяч рублей, но большинство отечественных экспертов придерживаются мнения, что это всего лишь начало и в дальнейшем несоблюдение правил обеспечения безопасности перевозок будет караться более существенно. Для сравнения, размер штрафов за аналогичные нарушения на территории ЕС составляет сумму в 5-10 тыс. евро.

Согласно статьи 11.23 п.1 КоАП РФ, управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно п.2 той же статьи, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Стоит помнить, что есть определенные правила по длительности перевозок.
За один день нельзя ехать более 10 часов. Каждые 5 часов нужно делать перерыв на 45 минут. Есть также правила по количеству часов в неделю.
Эти нормы не окончательные, они могут изменяться в меньшую сторону.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Требуется ли блок СКЗИ на тахографе с 01 ноября 2019 года?

вкл. 31 октября 2019 . Просмотров: 3112

Содержание материала

С 01.11.2019г. начинает действовать новая редакция статьи 11.23 КоАП РФ, которая затронет практически все организации, имеющие в собственности транспортные средства. Применение этой статьи и ранее вызывало споры как среди самих перевозчиков, так и среди организаций, занимающихся установкой тахографов, и юристов. Основной дискуссионный вопрос: обязателен ли в тахографе блок СКЗИ и можно ли привлекать к ответственности при его отсутствии?

Сначала обратимся к действующей до 01.11.2019 г. редакции части 1 статьи 11.23.КоАП РФ:

«1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф) в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей»

Действующая до 01.11.2019 редакция статьи устанавливает ответственность, среди прочего, за управление транспортным средством с тахографом, не советующим установленным требованиям.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Постановлением Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Минтрансом РФ по согласованию с ФСБ и МВД, а порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Минтрансом.

Требования к тахографам содержатся в Приказе Минтранса России от 13.02.2013 № 36 (в настоящее время в ред. от 30.01.2018) «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее по тексту – «Приказ № 36»).

Согласно пунктам 2, 3 Приказа № 36 тахограф состоит из бортового устройства и внешних компонентов. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее — «блок СКЗИ»).

Пунктом 75 Приказа № 36 определены требования к защите информации в тахографе и указано, что тахограф обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде данных о скорости и маршруте движения транспортного средства, времени периодов труда и отдыха водителя транспортного средства созданием квалифицированной электронной подписи, присоединяемой к защищаемым данным, и разграничение доступа к защищаемой информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.

Таким образом, обращаясь к Приказу № 36, мы понимаем, что под термином «тахограф» понимается именно тахограф, содержащий блок СКЗИ, если не указано иное.

Приказом Минтранса России от 21.08.2013 № 273 (в ред. от 30.01.2018) «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» установлены сроки обязательной замены аналоговых тахографов на тахографы, соответствующие Приказу № 36, в зависимости от категории транспортного средства.

На вопрос, подлежат ли вышеперечисленные приказы Минтранса обязательному применению, Верховный Суд РФ ответил еще в июне 2016 г. Так, решением Верховного Суда РФ от 23.06.2016 г. № АКПИ16-370, оставленном в силе апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15.09.2016 № АПЛ16-383, было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Минтранса России от 02.12.2015 № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273». При этом Верховный Суд сделал вывод о том, что требования к тахографам не рекомендательны, а обязательны.

Практика привлечения к ответственности по статье 11.23 КоАП РФ за отсутствие блока СКЗИ в тахографе имеется как в Ростовской области (решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону № 12-224/2017 от 7 июля 2017 г. по делу № 12-224/2017, решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону № 12-63/2017 от 7 декабря 2016 г. по делу № 12-63/2017, решение Матвеево-Курганского районного суда № 12-58/2018 от 10 сентября 2018 г. по делу № 12-58/2018), так в других регионах России (например, решение Верховного суда Республики Марий Эл от 07.05.2018 по делу № 7р-148/2018).

Из анализа действующего законодательства следует, что до 01.11.2019, если транспортное средство подпадает под категории, указанные в Приказе № 36, то оно должно быть оснащено тахографом с блоком СКЗИ. Отсутствие тахографа, соответствующего этим требованиям, влечет ответственность для водителя и должностного лица по статье 11.23 КоАП РФ.

Теперь разберемся, что же изменится в плане ответственности с 1 ноября 2019 г. Бытует мнение, что новая редакция статьи 11.23 КоАП РФ упраздняет СКЗИ вовсе. Так ли это?

Статья 11.23.КоАП РФ с 01.11.19 г. будет действовать в следующей формулировке:

«1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2 Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.»

Как мы можем видеть, законодатель добавил ответственность для организаций за выпуск на линию транспортного средства с нарушениями, а также ввел новую часть третью. Но наибольший интерес вызывает именно формулировка объективной стороны правонарушения предусмотренного частями 1 и 2 статьи 11.23 КоАП РФ, включающая:

— управление/ выпуск на линию без тахографа;

Читайте также:  Купил машину а она утилизирована что делать?

— нарушение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа.

По нашему мнению, трактовка об устранении ответственности за отсутствие СКЗИ достаточно спорная. Это пока лишь предположение, и, пока не сложится судебная практика, относиться к нему следует с осторожностью.

Несмотря на то, что статья 11.23 КоАП РФ изменится, сам Приказ № 36 действует и после 01.11.2019 г. и его требования к наличию блока СКЗИ не утратили силы.

До появления официальных разъяснений и судебной практики государственные органы вероятней всего будут толковать статью 11.23 КоАП РФ во взаимосвязи с Приказом № 36. В частности, понятие «без тахографа», вполне может быть приравнено к наличию на транспортном средстве «не того» тахографа, что представляется вполне логичным. Как уже говорилось выше, Приказ № 36 во всех своих положениях под «тахграфом» понимает именно тахограф с блоком СКЗИ, а иное устройство, скорее всего, просто не будет считаться тахографом.

Что касается требований к использованию тахографа, они также содержатся в Приказе № 36, и невозможно игнорировать то, что Правила использования тахографов, установленных на транспортных средствах, — это правила использования тахографа именно с блоком СКЗИ. Ведь нельзя исключить, что использование аналогового тахографа (которые уже должны были быть заменены) — это явное нарушение данных Правил.

Исходя из буквального толкования статьи 11.23 КоАП РФ следует, что ответственность за отсутствие СКЗИ останется, более того, размер штрафа увеличивается и будет установлена ответственность еще и для самой организации.

Как уже говорилось выше, статья 11.23 КоАП РФ дополняется новой частью.

Часть 3 устанавливает ответственность в виде штрафа для водителей, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха.

Говоря о нормах времени управления транспортным средством и отдыха, законодатель охватывает не только При этом речь идет не только о юридических, но и о физических лицах, занимающихся перевозками, которые по новым правилам также должны будут устанавливать тахографы.

Пока же нормы времени управления и отдыха ничем не закреплены. Представляется наиболее правильным внести их прямо в Правила дорожного движения, чего на настоящий момент не сделано.

Что же касается режима труда и отдыха водителей, следует обращать внимание на примечание к статье 11.23: юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.

Режим труда и отдыха водителей закреплен в Трудовом кодексе РФ и Приказе Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (ред. от 03.05.2018) «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Это значит, что организациям и предпринимателям необходимо оперативно приводить в порядок свои локальные акты, если это еще не сделано, иначе при проверке может быть назначен штраф.

С 1 ноября 2019 года начинают действовать новые правила проведения технического осмотра транспортных средств.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 1276, если транспортное средство по закону должно быть оснащено тахографом, при техосмотре будут проверять его наличие, целостность пломб и работоспособность устройства.

Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств». В частности, новая редакция пункта 83 Приложения 1 включает требование о том, что транспортное средство должно быть оснащено тахографом или контрольным устройством (тахографом) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, предусмотренным Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (далее — контрольное устройство (тахограф).

По новым правилам будет устанавливаться не только наличие требуемого законом тахографа, по наличию пломб с префиксом «РФ», контрольное устройство (тахограф) — по наличию пломб с префиксом «RUS», но и его работоспособность. Если же в соответствии с законодательством предусмотрено наличие тахографа с блоком СКЗИ, а не контрольного устройства (тахографа ЕСТР), то будет проверяться вывод на печать информации о регистрационных данных транспортного средства (идентификационный номер, государственный регистрационный номер), номера программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей даты и времени.

Подводя итоги, можно сказать, что нововведения существенно меняют ситуацию касательно тахографов, причем не в пользу организаций, имеющих собственный транспорт для перевозок: ответственность увеличена, расширен субъектный состав. Но пока нельзя делать однозначных прогнозов о том, как сложится правоприменительная практика. Ясность внесут в лучшем случае разъяснения Минтранса, но если министерство не исправит проблему трактовки новой расплывчатой формулировки закона, то ответы нам дадут лишь суды.

Приложение N 3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства

Правила
использования тахографов, установленных на транспортные средства
(утв. приказом Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36)

С изменениями и дополнениями от:

20 февраля 2017 г., 15 октября 2019 г.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

1. Использование тахографов осуществляется:

1) водителями — в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха;

2) владельцами транспортных средств — в целях контроля работы тахографов;

3) контролерами — в целях контроля за соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха.

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 20 февраля 2017 г. N 55 в пункт 2 внесены изменения

2. На транспортном средстве устанавливается, активизируется и используется один тахограф, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о котором включены Федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта» (далее — ФБУ «Росавтотранс») в перечне сведений о моделях тахографов.

На транспортном средстве запрещается одновременное использование тахографа, соответствующего Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к приказу) с техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующим требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР*(1), Женева, 1 июля 1970 г.), и (или) техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, которым транспортные средства ранее оснащались в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720*(2).

3. В тахографе активизируется и используется один блок СКЗИ тахографа, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о котором включены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях блоках СКЗИ тахографа.

4. В тахографе используются карты водителя, мастерской, предприятия, контролеров соответствующие Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о которых включены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях карт.

5. Водителю передается одна карта водителя.

6. При использовании тахографов ФБУ «Росавтотранс» осуществляется:

1) учет в соответствующих перечнях сведений:

о разработанных моделях тахографов, блока СКЗИ тахографа, карт;

о каждом экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты, а также мастерскими;

о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов;

2) организация приема, учета и регистрации заявлений о выдаче, замене, обновлении карт, передаче карт (за исключением карт контролеров);

3) организация информационного обмена при выпуске, передаче и активизации блоков СКЗИ тахографа, выпуске и передаче карт.

7. Учет сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских ФБУ «Росавтотранс» осуществляет на основании заявления организации-изготовителя и мастерской, раздельно по:

1) моделям тахографа;

2) моделям блока СКЗИ тахографа;

3) моделям карты тахографа;

8. Для учета сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских указываются следующие данные:

1) наименование и адрес организации-изготовителя и мастерской;

2) фамилия, имя, отчество руководителя или уполномоченного им лица;

3) сведения о тахографе, блоке СКЗИ тахографа, картах и мастерских, подлежащих учету в соответствующем перечне, в том числе:

технические характеристики тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт;

проведенные испытания, экспертизы и иные процедуры, подтверждающие соответствие тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу);

4) документы (их копии), подтверждающие указанные сведения.

9. Водители транспортных средств обязаны:

1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается ежедневный период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя — в случае экипажа) и место, в котором начинается период работы, определяются и регистрируются автоматически);

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

5) осуществлять вывод на печать информации;

6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;

7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;

8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;

9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа.

10. Водителям запрещается:

1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;

2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;

3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;

4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;

5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;

6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;

Информация об изменениях:

Приказом Минтранса России от 20 февраля 2017 г. N 55 пункт 10 дополнен подпунктом 7

7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.

11. В случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи водитель должен обратиться в течение семи календарных дней к организации, выдающей карты, с заявлением о выдаче новой карты.

12. В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью.

Информация об изменениях:

Пункт 13 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

13. Владельцы транспортных средств:

1) осуществляют работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских;

2) обеспечивают эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа;

3) обеспечивают своевременное техническое обслуживание тахографа и проверку его функционирования;

4) обеспечивают водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера);

5) выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;

Информация об изменениях:

Подпункт 6 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

6) хранят данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных владельца транспортного средства, в течение одного года и обеспечивают их доступность для проверки;

7) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивают хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;

8) направляют неисправный или функционирующий со сбоями тахограф на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне мастерских;

9) направляют в ФБУ «Росавтотранс» данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;

Информация об изменениях:

Подпункт 10 изменен с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

Читайте также:  Как оформить КАСКО если сам поцарапал машину

10) обеспечивают перед утилизацией тахографа запись в базу данных владельца транспортного средства, сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года;

11) обеспечивают наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа;

Информация об изменениях:

Приложение дополнено подпунктом 12 с 15 декабря 2019 г. — Приказ Минтранса России от 15 октября 2019 г. N 339

12) обеспечивают проведение поверок тахографов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

*(1) Бюллетень международных договоров, 2009, N 3.

*(2) Собрание законодательства Российский Федерации, 2009, N 38, ст. 4475; 2010, N 38, ст. 4828; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 53 (ч. II), ст. 7931.

>
N 4. Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства
Содержание
Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Установка тахографа: обязательная процедура или лишние хлопоты?

Согласно недавним нововведениям в законодательстве, некоторые виды транспортных средств необходимо оснащать контрольными приборами — тахографами. Несоблюдение этого требования влечет за собой наложение штрафных санкций для собственников автомобилей. Реакция водителей и владельцев ТС была неоднозначной: многие из них не одобрили новшество, усмотрев в нем очередной способ отъема денег и источник ненужных хлопот. Мы решили разобраться во всем по порядку. Из статьи вы узнаете, когда и зачем нужна установка тахографа, как работает прибор, в чем его плюсы и минусы, в какую сумму обойдется его монтаж и эксплуатация.

Что такое тахограф и зачем его устанавливать?

Выражаясь простым языком, тахограф представляет собой контрольный прибор, устанавливаемый на борту автомобиля и предназначенный для регистрации основных параметров движения. Для их отслеживания используются системы спутникового мониторинга автотранспорта. Устройство работает автоматически, в том числе при выключенном двигателе. Данные записываются в память прибора и хранятся в ней определенное время.

С помощью тахографа можно выяснить:

  • с какой скоростью движется транспортное средство;
  • какой путь пройден за определенный промежуток времени;
  • сколько часов водитель затратил на работу и на отдых и некоторые другие параметры.

Бортовое устройство подключается к электросети автомобиля. Аккумуляторная батарея позволяет ему долгое время работать в автономном режиме.

По внешнему виду тахограф представляет собой круглую или прямоугольную панель с кнопками управления и экраном, которая монтируется непосредственно в гнездо спидометра или автомагнитолы (второй вариант — цифровой — более современный). На небольшом дисплее отображается информация о транспортном средстве: состояние (движение или покой), количество часов работы и отдыха, скорость перемещения, показания одометра, место нахождения и прочее. Вывод нужных данных на экран осуществляется с помощью кнопок. На панели тахографа также находятся слоты для карт памяти и отсек для фискальной ленты (необходима для распечатки информации посредством встроенного принтера).

Обязательными компонентами устройства являются:

  • датчик перемещения;
  • приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля;
  • модуль GPRS для передачи данных;
  • блок криптографической защиты СКЗИ или НКМ, предназначенный для записи, шифровки и хранения информации (в цифровых тахографах).

На последнем моменте стоит остановиться подробнее. Ценное свойство тахографа заключается в том, что данные, записанные в память устройства, защищены от редактирования и считывания посторонними. Доступ к ним имеют только владельцы персональных электронных ключей-карт. Прежде всего это водители, а также представители предприятия-собственника ТС, сотрудники сервисных центров, контролеры, осуществляющие проверку. Права доступа у них разные. Например, водитель может вводить и редактировать данные, специалисты из мастерской — настраивать прибор, а представители контролирующих органов — считывать информацию о допущенных пользователем нарушениях.

Карта водителя имеет ограниченный срок действия. Когда он истекает, необходим ее перевыпуск. Пользоваться просроченным ключом нельзя — за это полагается штраф. Водитель также не может осуществлять доступ и редактирование без карты либо с чужим чипом.

По устройству и принципу действия различают два типа тахографов: цифровые и аналоговые (дисковые). Последние считаются устаревшими, поскольку имеют существенный недостаток: из-за отсутствия блока СКЗИ они не обеспечивают необходимой защиты от несанкционированного доступа. В настоящее время аналоговые тахографы практически не применяются. Все транспортные средства, выпускаемые сегодня, оснащаются на заводе цифровыми приборами (если по закону требуется установка такого устройства). Исключение составляют только автомобили, которые используются в странах, не входящих в зону действия ЕСТР [1] .

Кому нужно устанавливать тахограф? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к закону. Правила установки тахографа регулируются многими документами, главным образом Приказами Минтранса РФ №36, №273 и №348. Согласно им, контролирующие устройства обязаны использовать юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере пассажирских и грузоперевозок. Иначе говоря, приборами должны быть оснащены автомобили и автобусы, используемые с коммерческой целью.

В приказе об установке тахографов есть более точное определение видов транспорта, подлежащих оснащению контролирующими устройствами. К ним относятся ТС следующих категорий:

  • М2 и М3 — автобусы и другой пассажирский транспорт более чем с восьмью местами для сидения и максимальной разрешенной массой до пяти тонн и от пяти тонн соответственно;
  • N2 и N3 — грузовые автомобили с максимальной допустимой массой 3,5–12 тонн и более 12 тонн соответственно.

Для некоторых видов транспорта не требуется обязательная установка тахографа. В частности, это:

  • автобусы, производящие пассажироперевозки по регулярным маршрутам в пределах города и пригородной зоны (50 километров);
  • троллейбусы;
  • строительная, коммунальная и другая спецтехника — экскаваторы, автокраны, бетономешалки, эвакуаторы, пожарные машины, автомобили скорой помощи, инкассации, ритуальных служб, дорожная и сельскохозяйственная техника;
  • военный автотранспорт и машины спецслужб [2] .

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, также четко прописаны в приказах Минтранса РФ. Правила эти действуют с 1 января 2018 года [3] . Прежде всего устройства должны соответствовать нормам ТР ТС «О безопасности колесных средств». Прочие требования зависят от территории эксплуатации прибора. Если транспортное средство, оборудованное тахографом, предназначено для международных перевозок, на нем положено устанавливать устройство, отвечающее нормативам ЕСТР. Передвигаясь по территории России, водитель такого автомобиля должен быть готов предъявить допуск к поездкам за пределы страны. В противном случае будет считаться, что тахограф ЕСТР не соответствует требованиям законодательства.

Машины, используемые для перевозок по России, согласно новым правилам, должны быть оснащены цифровыми тахографами с модулем СКЗИ. Перечень моделей устройств, разрешенных к применению, устанавливается Росавтотрансом.

Нужно ли устанавливать тахограф на личный транспорт? По закону это не обязательно. Но использовать контролирующие устройства иногда целесообразно и для частных автовладельцев.

Взвешиваем за и против

Мы разобрались с ситуациями, когда закон в обязательном порядке требует установить тахограф. А поскольку монтаж и обслуживание прибора (к слову, недешевые) осуществляются за счет собственника транспорта, у многих предпринимателей новые правила вызвали недовольство. Не рады порой и водители, особенно те, которые относятся к своей работе не слишком добросовестно: когда все действия находятся под контролем, схитрить не получится. Но при более взвешенном подходе становится ясно, что в использовании устройства есть преимущества для обеих сторон. Какими же полезными функциями обладает тахограф?

  • Отслеживание местоположения автомобиля. Благодаря модулю GPS/ГЛОНАСС диспетчер может следить за перемещением транспорта в режиме реального времени.
  • Контроль скорости и соблюдения ПДД. Попытка нарушить скоростной режим непременно будет обнаружена при проверке. При этом тахограф определяет скорость точнее, чем спидометр [4] . В случае аварии, например, это позволяет с высокой достоверностью подтвердить, что водитель был прав.
  • Запись данных. Информация о работе автомобиля сохраняется в центральной памяти устройства в течение года, а на карте водителя — 28 дней. Периодически данные нужно считывать и переносить в архив предприятия.

На заметку

По закону водители обязаны каждые 28 дней «выгружать» данные с индивидуальной ключ-карты и передавать их в компанию. Информацию из центральной памяти тахографа положено считывать раз в три месяца. Данные должны храниться в архиве компании в течение года, чтобы представители контролирующих органов могли в любое время получить к ним доступ.

  • Возможность обработки данных о маршруте. Специальные компьютерные программы позволяют расшифровывать и проанализировать информацию, записанную в памяти устройства.
  • Контроль режима труда и отдыха водителя. В целях безопасности дорожного движения законом предусмотрен максимально допустимый период непрерывного вождения — четыре с половиной часа. Тахограф отслеживает и записывает продолжительность движения и перерывов, сообщает водителю о том, сколько минут осталось до окончания работы или отдыха.

Исходя из описания функций прибора, можно сделать вывод, что установка тахографа на автомобиль необходима в первую очередь собственникам коммерческих компаний, специализирующихся на перевозках. Устройство позволяет удаленно контролировать работу водителей, тем самым предупреждая простои машины, несанкционированный расход топлива, посторонние рейсы и другие нарушения. Другими словами, тахограф помогает экономить средства, увеличивать производительность труда и, таким образом, повышать эффективность бизнеса.

Водителям же стоит помнить о том, что тахографический контроль обеспечивает безопасность движения. Это достигается благодаря отслеживанию скорости, времени работы и отдыха. Известно, что причины большинства аварий — несоблюдение скоростного режима и усталость водителя. Тахограф защитит от этих рисков, пусть даже ценой принудительного контроля.

Есть еще одно преимущество использования тахографа, актуальное как для водителей, так и для владельцев компаний по перевозке. Благодаря точности определения параметров и высокой степени защиты данных показания прибора имеют юридическую силу. Это значит, что в любой спорной ситуации считанная с тахографа информация может стать аргументом в пользу водителя или автовладельца (разумеется, при условии соблюдения ими правил установки и эксплуатации).

Справедливости ради заметим, что в использовании устройства есть и отрицательные моменты. Прежде всего это вопрос цены: покупка и установка тахографа обойдется владельцу предприятия в приличную сумму, что будет особенно ощутимо, если автопарк большой. Второй момент — это ограниченный срок службы СКЗИ. Модуль необходимо менять каждые три года [5] , что тоже подразумевает траты.

Сколько стоит установить тахограф

Выше уже упоминалось, что в материальном плане обязанности по оснащению ТС контролирующим устройством ложатся на плечи собственника. В связи с этим актуален вопрос цены тахографа с установкой. Конечная сумма складывается из двух величин:

  • цены самого прибора;
  • стоимости работ по его монтажу и настройке.

Цена тахографа зависит от марки и комплектации устройства (наличия модема GPRS). В среднем прибор стоит около 30 000 рублей.

Стоимость работ определяется объемом мероприятий и ценовой политикой компании. В общем случае установка новых тахографов предполагает следующие этапы:

  • активацию модуля СКЗИ;
  • подключение устройства к бортовой электросети автомобиля;
  • настройку, или калибровку;
  • тестирование.

Этот комплекс работ обходится в сумму порядка 6000–7000 рублей. Если необходимо дополнительно заменить датчик скорости и спидометр, стоимость услуг возрастает до 13 000 рублей. Таким образом, примерная цена тахографа с установкой под ключ — 35 000–45 000 рублей.

Кроме того, приказ Минтранса №36 предписывает каждые три года производить поверку (повторную калибровку) тахографа [6] . Эта услуга стоит около 2000 рублей. В расходы на обслуживание устройства необходимо включить и замену блока СКЗИ, которая также осуществляется раз в три года.

Тахограф — устройство, которое может быть актуальным как для самих водителей, так и для предпринимателей, занимающихся перевозками. Он обеспечивает оперативный удаленный контроль работы сотрудников и безопасность эксплуатации транспорта. Расходы на установку тахографа вполне оправданны, особенно если учитывать то, какие ценные функции у данного прибора.

В какую компанию можно обратиться для установки тахографа

Установка тахографа — задача сложная и ответственная. Кому ее доверить, чтобы не сомневаться в результатах? Рассказывает Денис Юрьевич Широков, генеральный директор компании «Спутник-2М»:

«От правильности установки тахографа зависит достоверность результатов измерения. Если прибор неверно настроен и показывает неточные данные, для инспектора это будет означать то же самое, что и полное отсутствие устройства. По закону за подобное полагается штраф. Поэтому установку тахографа лучше доверять только опытным специалистам.

Прежде всего убедитесь, что выбранная мастерская состоит в реестре Росавтотранса. Компании, не внесенные в этот список и не имеющие соответствующего регистрационного клейма, занимаются установкой тахографов незаконно, и последствия для клиентов в таком случае могут быть непредсказуемыми. На данный момент в Москве в Росавтотрансе зарегистрировано только 40 мастерских, в том числе «Спутник-2М» [7] .

Факт наличия компании в реестре Росавтотранса сам по себе уже свидетельствует о надежности мастерской, но не лишним будет обратить внимание на наличие профессиональных навыков и достойного опыта у сотрудников, занимающихся установкой. Изучите сайт фирмы или напрямую у специалистов запросите документы, подтверждающие их квалификацию. Наши мастера готовы предоставить сертификаты, удостоверяющие, что сотрудники прошли обучение и имеют право осуществлять монтаж, диагностику и калибровку тахографов, могут проводить активацию блоков СКЗИ.

Не менее актуален для клиентов вопрос ценовой политики компании. Если перевозчик располагает крупным автопарком, то разница в стоимости услуг у различных мастерских, скорее всего, будет ощутимой. В «Спутник-2М» цены на работы по установке тахографов ниже, чем в среднем по рынку».

P. S. Ознакомиться с полным спектром услуг и ассортиментом оборудования «Спутник-2М» можно на сайте компании.

Ссылка на основную публикацию