Разрешен ли разворот на Т образном перекрестке? - Evacuator-Anapa.ru

Разрешен ли разворот на Т образном перекрестке?

Разрешен ли разворот на Т образном перекрестке?

Содержание

Разворот на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассматриваться разворот на перекрестке и особенности этого маневра.

При этом речь пойдет о самом обычном перекрестке, на котором пересекаются две четырехполосные дороги.

Напомню, что ранее на pddmaster.ru был рассмотрен более сложный маневр — разворот на перекрестке с разделительной полосой. Сегодня он затрагиваться не будет.

Тем не менее нужно помнить о том, что неправильное выполнение разворота даже на самом обычном перекрестке может привести к лишению водительских прав. Так что прочитайте статью внимательно и не допускайте подобных нарушений.

Почему удобнее выполнять разворот на перекрестке?

Для начала рассмотрим перекресток, на котором нужно выполнить разворот:

В рамках этой статьи не имеет принципиального значения, каким является перекресток: регулируемым или нет. Нас интересует только траектория движения автомобиля.

Поэтому будем считать, что водитель белого автомобиля уже уступил дорогу всем транспортным средствам, которым он должен был её уступить, и ничто не мешает ему выполнить разворот на перекрестке в соответствии с требованиями правил дорожного движения.

Напомню, что перед началом выполнения разворота на перекрестке необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части попутного направления (пункт 8.5 ПДД). Именно это и сделал водитель белого автомобиля.

Кстати, многие водители предпочитают выполнять разворот на перекрестках именно из-за того, что при большом радиусе разворота им не придется пользоваться задним ходом, т.к. автомобиль может немного заехать на пересекаемую дорогу. А так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Разворот на перекрестке с разъяснениями

Итак, задача поставлена и белому автомобилю необходимо выполнить разворот на перекрестке без нарушения требований ПДД.

Примечание. На рассматриваемом в качестве примера перекрестке отлично видно горизонтальную дорожную разметку, а на реальном перекрестке разметка может быть частично или полностью стерта. Это немного усложняет задачу для водителя.

Итак, на перекрестке есть одно пересечение проезжих частей, и вот его границы:

Обратимся к пункту 8.6 правил дорожного движения:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Оптимальная траектория разворота на перекрестке

Оптимальная траектория разворота должна пройти таким образом, чтобы автомобиль не выехал с пересечения проезжих частей раньше намеченного места:

На этом рисунке представлены только 2 возможные правильные траектории разворота, однако на практике можно развернуться и по любой траектории, пролегающей между этими двумя. Поскольку автомобиль не выезжает с пересечения проезжих частей, водитель не нарушает правил и наказание наложено быть не может.

Неправильные траектории разворота на перекрестке

Рассмотрим несколько неправильных траекторий, разворот по которым может привести к серьезному наказанию:

Итак, на приведенном выше рисунке оба водителя не смогли выполнить разворот в пределах пересечения проезжих частей, поэтому им пришлось немного заехать на примыкающую сверху дорогу.

При этом водитель, который выбрал правую траекторию, при выезде с пересечения проезжих частей оказался на полосе попутного направления. Однако затем, продолжая начатый разворот, он допускает пересечение двойной сплошной линии разметки. Если пересечение происходит перпендикулярно линии разметки, то нарушение не может квалифицироваться как выезд на встречную полосу движения. Наказание для нарушителя — штраф 1 000 — 1 500 рублей по части 2 статьи 12.16 КоАП.

Что касается водителя, выбравшего левую траекторию, то его дела куда плачевнее. Он выезжает с пересечения проезжих частей прямо на встречную полосу и наказанием для него будет являться штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП). А в случае повторного нарушения — лишение прав на 1 год.

Обратите внимание именно на второй маневр, за который возможно лишение прав. Большинство водителей, которые читают правила дорожного движения, не догадываются про подобное развитие событий и сотрудники ГИБДД этим активно пользуются.

Давайте рассмотрим, как можно уменьшить наказание в том случае, если разворот не удался:

1. Всегда начинайте выполнять разворот по большой траектории. Если «вписаться» не получается, то просто откажитесь от разворота и продолжите движение по пересекаемой дороге (на рисунке — вверх).

2. Если Вы начали выполнять разворот по маленькой траектории и чувствуете, что «вписаться» не получится, то воспользуйтесь передачей заднего хода. Естественно, движение задним ходом на перекрестке запрещено, однако штраф за такой маневр составит всего 500 рублей.

Конечно же при этом нужно внимательно следить за другими участниками движения, чтобы не спровоцировать ДТП.

Разворот на Т-образном перекрестке

Ранее в тексте этой статьи рассматривался замечательно оформленный перекресток, на котором была хорошо видна разметка. Однако на практике перекрестки зачастую бывают совершенно другими.

Например, рассмотрим разворот на Т-образном перекрестке без разметки:

Обратите внимание, что хотя на дороге в верхней части рисунка и нет двойной сплошной линии разметки, неправильный выбор траектории разворота (выезд на встречную) на Т-образном перекрестке приведет водителя к лишению прав.

На практике можно встретить в том числе перекрестки со сложной конфигурацией. При маневрировании на таких перекрестках нужно помнить о том, что в процессе разворота запрещено выезжать на встречную полосу движения. Однако в случае неудачного разворота Вы можете воспользоваться информацией из этой статьи и отделаться малыми потерями.

Разворот на Т-образном перекрестке

Последнее обновление: 30.09.2019
4 комментария

  • Разворот на дороге вне перекрестка через обочину
  • Разворот на перекрестке с разделительной полосой и пункт 8.6 ПДД
  • Разворот на перекрестке по главной дороге
  • Разворот на перекрестке. Задний ход
  • Разворот вне перекрестка. Приоритет
  • Разворот на Т-образном перекрестке
  • Хватит ли места для разворота?
  • Разворот через прилегающую территорию слева
  • Передний авто — на разворот, задний — налево
  • Разворот на равнозначном перекрестке

Как уже упоминалось в статье Проезд т-образных перекрестков, ПДД не выделяют эти перекрестки в особую группу. Т-образный перекресток это разновидность, или частный случай обычных перекрестков, где происходит слияние двух дорог.

Дороги могут «сливаться» под разными углами, но чаще всего этот угол равен или почти равен 90 градусов. Реже встречаются перекрестки У-образного типа, либо дороги сливаются в виде «звездочки» из трех лучей.

Правила выполнения разворота на перекрестке, так сказать, в общих случаях, изложены в статье Выполнение разворота. Часть 2. Правила разворота на Т-образном перекрестке ничем от них не отличаются. Последовательность выполнения разворота та же самая, что и на обычных пересекающихся дорогах. Главное условие – чтобы разворот в данном месте был НЕ запрещен. Остальное – это уже техника выполнения разворота, которая также описана в упомянутой выше статье.

Техника выполнения разворота на регулируемых и нерегулируемых Т-перекрестках различается лишь соблюдением приоритета. Поскольку в первом случае действует пункт 13.4 (поворот налево и разворот по зеленому сигналу светофора), а во втором – весь раздел «нерегулируемые перекрестки» (пункты 13.9-13.12).

Но есть, все же, некоторые особенности выполнения и соблюдения «техники безопасности» разворота, которые касаются именно т-образных перекрестков. Рассмотрим их на схемах.

Как известно, перекрестки бывают большие (например, из дорог в четыре полосы) и не очень большие (например, из двухполосных дорог). Очень часто встречаются комбинации перекрестка из широких (многополосных) и узких дорог.

Собираясь развернуться на перекрестке, нужно заранее «прикинуть» его пространство на предмет «хватит ли места для разворота». Места должно быть достаточно для разворота за один заход, чтобы не пришлось сдавать назад, потому что движение задним ходом на перекрестке запрещено (пункт 8.12).

Если видите, что места будет достаточно, то с учетом дорожной обстановки нужно будет «построить» дугу разворота. Что означает «с учетом дорожной обстановки», рассмотрим подъезд к одному и тому же т-образному перекрестку с разных его дорог.

На схемах видно, что самый удачный способ разворота представлен на левом и среднем рисунках, т.е. когда разворот выполняется либо с примыкающей дороги, либо с «прямой» дороги через примыкающую дорогу слева.

Способ разворота на крайнем правом рисунке, на котором дорога примыкает справа, не очень удачный по причине того, что можно не «вписаться» в перекресток. Если, например, левый край дороги ограничен бордюром, а радиус разворота большой, то автомобиль упрется в бордюр, и чтобы закончить разворот, придется отъехать назад. А на перекрестках движение задним ходом запрещено.

Но это всего лишь схема возможного неудачного разворота. На практике ширины дороги может оказаться достаточной для одного «захода» на таком перекрестке. Впрочем, места для разворота может не хватить и на обычном, четырехстороннем перекрестке.

А как быть, если, все-таки, не удалось развернуться за один заход? Несмотря на то, что на перекрестке задний ход запрещен, другого способа, как отъехать назад и закончить разворот, все равно нет. Это нарушение, но накажут, только если поймают «за руку», как говорится, если оно будет зафиксировано.

Отъезжая назад, нужно очень внимательно смотреть по сторонам. Можно легко столкнуться с другим автомобилем, водитель которого даже не предполагает, что вы поедете назад. Один случай с ДТП на заднем ходу на перекрестке ранее был рассмотрен в статье Разворот на перекрестке. Задний ход. Рекомендую ознакомиться.

Читайте также:  Возврат водительского удостоверения после истечения срока лишения

Теперь рассмотрим два «нюанса» в двух других случаях. Первый случай – это разворот на регулируемом т-образном перекрестке с примыкающей дороги. Предположим, ваш автомобиль стоит первым на светофоре в левом ряду и «мигает» левым «поворотником». Сзади вас в ожидании стоят еще несколько машин, и водители еще не знают, что вы намереваетесь развернуться. Они, скорее всего, предполагают, что вы будете поворачивать налево.

Загорается зеленый сигнал, и вы начинаете движение. Для правильного разворота, чтобы «вписаться» в перекресток и не заехать на пешеходный переход (на пешеходном переходе разворот запрещен), придется сначала проехать немного «прямо» вглубь перекрестка, затем, быстро выкрутить руль до упора влево, и развернуться.

В тот момент, когда вы проедете немного «прямо», у едущего сзади вас появится отличная возможность сократить путь своего поворота налево, и он, не догадываясь, что вы разворачиваетесь, может вас «подрезать». Поймет он это уже поздно, когда произойдет столкновение. Поэтому, в процессе разворота — все внимание на ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.

Другой «нюанс» — разворот на нерегулируемом т-образном перекрестке по главной «прямой» дороге через второстепенную дорогу, примыкающую слева. На нерегулируемых перекрестках приоритет на стороне участника, который движется по главной дороге.

Чаще всего дуга разворота пройдет по округлой линии, как изображено на рисунке, т.е. после разворота автомобиль окажется в пределах перекрестка, но выедет за границы пересечения, и окажется чуть в стороне от «своей» дороги. В таком случае, перед тем, как завершить разворот, нужно уступить дорогу машинам, движущимся теперь уже попутно по главной дороге.

В этой ситуации никто не обязан давать вам возможность завершить разворот, а приоритет должен быть соблюден (пункт 13.9, 13.12).

Это два распространенных случая, при которых столкновение наиболее вероятно. Кроме них при повороте налево или развороте, особенно на перекрестках двухполосных дорог, еще нужно (во всяком случае, не помешает) удостовериться, что вас никто не обгоняет в этот момент.

Бывает, что главная дорога на т-образном перекрестке меняет свое направление. В таком случае, в процессе разворота, в зависимости от направления движения, приоритеты между участниками на разных дорогах меняются, но техника разворота остается без изменений. Подробнее об этой ситуации – в статье Разворот на перекрестке по главной дороге.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 30.09.2019

Выполнение разворота на перекрестке — правила, меры безопасности и штрафы

Несмотря на то, что выполнять разворот умеют все водители, сделать это правильно на перекрестках различных типов без нарушения ПДД бывает сложно, так как нужно учитывать множество нюансов. Совершение данного маневра требует от водителя не только внимательности, но и знания того, какой вид транспорта имеет преимущество на тех частях дороги, которые регулируются или не регулируются светофорами.

Все особенности нужно учитывать не столько для сдачи экзамена с целью получения права на вождение, сколько при ежедневном вождении, чтобы не провоцировать аварийных ситуаций и ДТП, лишения прав и выписки штрафа.

Что говорят ПДД о правилах разворота

В своде правил дорожного движение пункт № 8 посвящен описанию правильного разворота. Общие правила для водителей, предотвращающие возникновения ДТП:

  1. Перед совершением такого маневра нужно подать сигнал с помощью светового указателя с той стороны, в которую поворачивает машина. При отсутствии такой возможности дать сигнал нужно рукой, согнув ее в локте под прямым углом.
  2. Сигнал нельзя подавать в момент поворота: это нужно сделать заранее, и завершить сразу же после его выполнения.
  3. Поворачивая налево или направо, водителю нужно занять крайнее положение на дороге. Это не относится только к тем случаям, когда нужно повернуть, въезжая на перекресток.

Как правильно выполнить разворот на перекрестке на экзамене

Для того чтобы успешно сдать экзамен на получение прав, достаточно учесть несколько нюансов и соблюдать выученные правила. Основные из них, касающихся поворотов:

  1. Сворачивая направо/налево, нужно заранее занимать крайнее положение на дороге, которая предназначается для движения в таком направлении. Это не касается перекрестка, на котором установлено круговое движение.
  2. При повороте направо ТС должно находиться по возможности близко к правому краю дороги.
  3. Если совершается левый поворот, иногда можно выезжать на полосу, которая нужна для встречного движения, хотя это запрещается правилами в большинстве случаев.
  4. Наиболее часто правила разворота нарушаются в зимнее время года. Основная причина – скрытое под снегом дорожное покрытие и образование колеи.

Нужно учесть, что ширина дороги не ограничена накатанным участком. Нельзя забывать занимать крайнее положение, чтобы выполнить маневр.

  • Нельзя делать разворот на «зебре»: даже наезд на эту часть дороги может привести к несдаче экзамена.
  • Нельзя разворачиваться вне перекрестка, если видимость на 100 и более метров отсутствует.
  • Обязательно включать нужные указатели поворотов при совершении маневров.
  • Схемы и правила выполнения разворота на различных перекрестках

    Правила разворота зависят от типа перекрестка, на котором совершается маневр. При этом у некоторых видов транспорта есть преимущества в дорожном движении, что также нужно учитывать при разворотах.

    Регулируемых

    На перекрестке, который регулируется светофором, выполнять такой маневр проще всего, так как водителю нужно только пропустить встречный поток машин. Справа и слева движение будет остановлено сигналом светофора. От водителя требуется:

    • соблюдение направления движения по разметке;
    • удостоверение в том, что перед перекрестком нет знака, который воспрещает маневр.

    Равнозначных

    У равнозначного перекрестка есть три основных признака: он не регулируется, знаки приоритета отсутствует, покрытие на пересекаемых дорогах одинаковое. Чтобы правильно развернуться в таком месте, водителю нужно знать, кто «главнее»:

    • трамвай имеет преимущество перед авто, независимо от того, куда он движется;
    • водители безрельсовых ТС обязаны уступать дорогу тем авто, что движутся справа;
    • если справа ТС нет, движение можно начинать.

    Т-образных

    Практически любой легковой транспорт может развернуться на перекрестке такого типа. Исключение могут составлять крупногабаритные авто, радиус разворота у которых слишком большой. Чтобы выполнить данное действие, нужно найти наиболее безопасное место: здесь нельзя двигаться задним ходом (штраф – 500 рублей) и выполнять серию разворотов. Общие правила для безопасного движения:

    • нужно руководствоваться знаками «Главная дорога», «Стоп» и «Уступи дорогу»;
    • если на перекрестке отсутствуют любые знаки, главное правило для водителей – «Помеха справа»;
    • при движении включение указателей поворота обязательно;
    • когда трасса узкая, требуется движение по дальней траектории, по ближней – если дорога широкая.

    С трамвайными путями

    В соответствии с ПДД, у рельсового транспорта есть преимущество перед остальными его типами. Первый уступает дорогу легковым ТС только если он сам осуществляет движение по примыкающей дороге, а машина – по главной.

    Когда для машины горит зеленый свет, а для трамвая – красный, последний стоит. Однако он может начинать движение на стрелку, которая была включена вместе с красным знаком светофора – а это нарушение.

    С разделительной полосой

    На дорогах с таким типом разметки есть 2 способа разворота: когда полоса достигает перекрестка, или пересекает его:

    1. Первый случай требует выполнения маневра только по малой траектории, так как на таких дорогах обычно достаточно места. Заезд на пересечение дорог строго запрещен и наказывается штрафом.
    2. Во втором случае правилами разрешен поворот исключительно по большому радиусу, иначе ТС будет некоторое время продолжать движение по встречной полосе, что также не разрешено.

    Со светофором

    Когда на пересечении дорог установлен светофор, выполнение разворота является безопасным и простым. Общие правила на такой дороге:

    • водитель разворачивающегося авто должен соблюдать траекторию движения согласно полосам;
    • поворот возможен только в местах, где нет запрещающего такого маневра знаков;
    • начало движения разрешено только по соответствующему сигналу светофора.

    За что можно лишиться прав при неправильном развороте

    Водителя не всегда лишают прав при нарушении правил разворота на перекрестке. В некоторых случаях наказанием также может служить штраф:

    1. Если выбрать неверную траекторию и выполнить разворот с выездом на границу перекрестка, можно оказаться на встречной полосе. При первом нарушении правил ПДД минимальный размер штрафа – наиболее мягкого наказания – будет составлять 5 000 рублей. Когда фиксируется повторное нарушение, возможно лишение прав на 4-6 месяцев. Еще один выезд на встречную полосу грозит лишением ВУ на 1 год.
    2. Водителя не лишают прав, если при неправильном маневре автомобиль выехал за пределы границ пересечения 2 дорог.

    Как правильно выполнить разворот на Т-образном перекрестке?

    Изменение движения в обратном направлении считается одним из самых сложных маневров, выполнение которого многие начинающие водители осознанно стараются избегать, особенно если впереди нестандартное пересечение. На самом же деле все не так сложно, как может показаться изначально, и изучение базовых алгоритмов позволит научиться легко и быстро выполнять разворот на сложном Т-образном перекрестке и в любом другом разрешающем подобные действия месте.

    Схема разворачивания авто на Т-образном перекрестке согласно ПДД

    Возможно, кто-то удивится, но разворачиваться на пересечении трех дорог гораздо проще, чем на любом другом перекрестке, особенно, если на выбранном участке имеется четкая расстановка приоритетных направлений. В любом случае, для совершения такого маневра водителю подходит только два варианта – знак главной дороги на нерегулируемом перекрестке или разрешающий сигнал светофора на регулируемом.

    Главные и второстепенные дороги

    Для того чтобы развернуться на так называемой Т-образке, первое, что следует учесть, это расположение тупиковой зоны по отношению к движущемуся автомобилю.

    Так, если она находится перед ним, то разворачиваться можно только в том случае, если хватит места для выполнения такого маневра в одно действие.

    Объясняется такая рекомендация довольно просто, ведь в любой зоне пересечения дорог, вне зависимости от ее конфигурации, запрещается езда задним ходом, и если водитель не впишется в дугу, то ему придется сдавать назад, чтобы занять свою полосу после изменения направления движения, что считается прецедентом для создания аварийной ситуации.

    Что касается приоритетов, то выезжать на такой перекресток для разворота можно только на зеленый свет светофора, удостоверившись в том, что транспортные средства на прилегающей полосе временно прекратили движение.

    Поставленную перед разворачивающимся автомобилистом задачу облегчает тот факт, что ему не нужно будет пропускать кого-то со встречного направления ввиду отсутствия последнего. Немного сложнее будут обстоять дела в том случае, если придется разворачиваться на перекрестке равнозначных дорог, хотя и здесь действует одно просто правило, не позволяющее совершить роковую ошибку – помеха справа.

    Так, выезжающий в центр для разворота водитель обязан пропустить всех, кто едет по примыкающей полосе справа, выполнить маневр, меняющий направление движения, пропустить новую помеху справа, появившуюся после разворота, и занять свою полосу.

    Если же водитель движется по прямой и ему нужно развернуться в зоне прилегающей третьей дороги, то в этой ситуации следует придерживаться классической схемы проезда перекрестка с разворотом, пропуская всех, кто движется прямо и направо во встречном направлении, а также помеху справа с прилегающей полосы, если пересечение является равнозначным или у последнего имеется регламентируемый дорожным указателем приоритет.

    Поворотные сигналы

    К сожалению, далеко не все водители умеют правильно подавать сигналы для оповещения других участников дорожного движения о своих намерениях. Между тем, неправильно или несвоевременно включенный поворотник сбивает других с толку, часто провоцируя различные недоразумения, чреватые ДТП и хамством на дорогах.

    А чтобы не становиться невольным провокатором, настоятельно рекомендуется запомнить одно простое правило, которое заключается в том, что для поворота налево и разворота необходимо включать только один поворотник – левый, не выключая его до самого конца маневра.

    Однако даже опытные ездоки часто действуют с точностью до наоборот, мигая правым фонарем, чтобы показать свой захват правого радиуса или выезд на полосу встречного движения после разворачивания. На самом же деле левая фара должна включаться ими еще перед маневрированием, выключаясь только после окончательного изменения направления и занятия новой полосы.

    Что касается других сигналов, то их включение допускается только при перестроении, запрещенном на перекрестке и разрешенном на новом участке пути после пересечения, если полосы движения не разделяет сплошная разметка.

    Как правильно выполнить разворот

    Помимо основных правил, необходимо знать и технологию выполнения разворота, которая также не представляет собой ничего сложного. И на этот раз речь идет не только о знаках приоритета и конфигурации перекрестка, но и об условном построении дуги для разворота, а также о четком соблюдении определенного порядка действий.

    Со светофором

    Итак, впереди регулируемый Т-образный перекресток, и первое, что нужно сделать, для того, чтобы развернуться на нем, это занять крайнее левое положение еще до стоп-линии.

    После этого водитель обязан включить левый поворот и выехать на центр перекрестка, дождавшись основного зеленого сигнала на бессекционном светофоре или включения левой стрелки на оптическом приборе, оборудованном дополнительной секцией.

    В последнем случае показания основной линзы не будет иметь значения, а это значит, что движение можно продолжать даже в том случае, если горит красный. Другое дело, что придется пропускать всех, кто едет прямо и направо по встречке, если приходится разворачиваться не перед тупиковой зоной.

    В обратной ситуации пропускать будет некого, поэтому водитель сможет в кратчайшие сроки завершить начатый маневр, убедившись в том, что другие водители, стоящие на стоп-линии примыкающей дороги, его пропускают.

    Если же получилось так, что выехавший на центральную часть перекрестка владелец ТС не успевает закончить начатый на разрешающий сигнал разворот, то ему будет предоставлена такая привилегия, главное, чтобы другие водители не препятствовали его движению.

    С разделительной полосой

    Если перекрестные дороги имеют одиночную или двойную сплошную линию, то это не значит, что водитель не сможет развернуться на этом участке пути, если, конечно, подобным действиям не будут противоречить знаки.

    В то же время наличие такой разметки не должно оставаться без внимания, ведь в этом случае автомобиль может разворачиваться или выполнять поворот налево только по дальней дуге.

    Большое значение имеет и текущая ситуация на перекрестке, на который ни в коем случае нельзя выезжать даже на разрешающее сигнальное значение светофора в случае образования затора, дабы не усугублять ситуацию.

    Обычно на полноценном пересечении свободно помещаются два ряда автомобилей и если стать в третий ряд, то можно перегородить дорогу тем ТС, которые будут поворачивать налево или разворачиваться со встречного направления.

    Помимо прочего, запрещается остановка и парковка машин на Т-образных перекрестных дорогах, если конечно примыкающая прямая не будет иметь разделительную линию посередине, не прерывающуюся даже в зоне пересечения.

    Разворот на таких участках, как и поворот налево, также будет запрещен, что обязательно следует учитывать перед выполнением любых маневров. В таких ситуациях ориентироваться заранее участникам ДД помогают дублирующие разметку знаки, запрещающие любые маневры во встречном направлении.

    Штрафы за нарушение правил разворота на перекрестке

    Пренебрежение ПДД в вопросах разворота на нестандартном пересечении чревато не только серьезными рисками для жизни, здоровья и состояния самого транспорта, но и штрафными санкциями, четко прописанными законодательством.

    Размеры этих взысканий будут напрямую зависеть от типа нарушения и если, к примеру, водитель займет левое положение для разворота, не включив соответствующий поворотник, то ему придется заплатить 500 рублей (ст. 12.16 КоАП).

    Такую же сумму нужно выложить при езде задним ходом, тогда как за изменение направления движения в запрещенном месте придется заплатить от 1000 до 1500 рублей (ст. 12.16 КоАП).

    Неправильно выполненный маневр также чреват денежным взысканием в размере 1500 рублей за пересечение допустимых пределов и 5000 за выезд на полосу встречного движения, что бывает при развороте по малой дуге крупногабаритным транспортом (ст. 12.15 КоАП).

    Распространенные вопросы

    1. Можно ли остановиться на Т-образном перекрестке? На пересечении трех дорог можно останавливаться только в том случае, если водительская полоса движения отделена от других одной или двумя сплошными линиями, предотвращающими выезд на нее участников ДД с любых других направлений. Во всех остальных случаях остановка и стоянка на Т-образке запрещена.
    2. По какой траектории можно сделать поворот? Выполнять разворот на пересечениях без разметки и разделительных сооружений можно по малому радиусу при условии небольших габаритов автомобиля и низкой плотности трафика. Наличие разметки, большие размеры ТС и интенсивное движение является поводом для разворота по большому радиусу, ведь тогда велика вероятность того, что водитель впишется в свою полосу без совершения дополнительных маневров, запрещенных ПДД.
    3. Могут ли лишить прав за неправильный разворот на перекрестке? Лишение водительского удостоверения становится возможным в том случае, если водитель не вписался в выбранную траекторию и случайно выехал на встречку. В таких ситуациях он рискует лишиться документа сроком от 4 месяцев до полугода. Если же нарушение будет совершено повторно, то сотрудники патрульной службы имеют право забрать его ВУ на целый год.

    По сути самое сложное в таких маневрах, это не алгоритм их выполнения, а технология, ведь водитель должен четко оценивать ситуацию и собственные способности. Именно поэтому новичкам лучше выбирать широкие пересечения с обязательным приоритетом для собственного направления.

    Развороты на Т-образных перекрестках в соответствии с нормативами

    Развороты на Т-образных перекрестках вызывают затруднения у многих граждан. Далеко не всем понятно, можно ли совершать на подобных участках маневры, и если такая возможность имеется, то как правильно воплотить ее в жизнь. На самом деле все не так уж и трудно. Достаточно знать некоторые правила дорожного движения, а также хорошо ориентироваться на местности. Какие особенности должны учитывать водители, которые задумываются над разворотами на Т-образных перекрестках? Можно ли вообще совершать подобные маневры? С какими наказаниями могут столкнуться нарушители? Все особенности, связанные с Т-перекрестками, будут изучены далее. Правила изучить не составит труда. Куда более серьезной задачей является практика вождения и поведения на изучаемых участках.

    Есть ли право

    Первое, в чем требуется разобраться, — это разрешен ли разворот на Т-образном перекрестке. По этому поводу водители расходятся во мнениях. Кто-то говорит, что можно осуществлять маневры на данных участках дороги, некоторые уверяют в обратном.

    Так кто прав? На самом деле в правилах дорожного движения нет никаких запретов на осуществление разворота на Т-образном перекрестке. Единственное, что следует учитывать, — это то, что осуществлять данный маневр по определенным правилам. Также рекомендуется хорошо ориентироваться на местности. Это поможет облегчить сам разворот. Тем не менее бывают исключения из правил. О чем идет речь?

    Мосты

    Разворот на Т-образном нерегулируемом перекрестке, как уже выяснилось, возможен. Но далеко не всегда. При определенных обстоятельствах следует воздержаться от данного маневра.

    Дело все в том, что на мосту нельзя осуществлять изучаемое действие. Это запрещено априори. Как быть, если на мосту встретился Т-образный перекресток? Разворот на данном участке дороги не разрешен. Действовать водитель будет только на свой страх и риск. То есть теоретически он может попытаться осуществить маневр, но с учетом того, что инспекторы ГИБДД имеют полное право на выписку штрафа в тех или иных размерах.

    Исключение с мостами

    И здесь есть один небольшой нюанс. Он призывает водителей внимательнее относиться к дороге и знакам, расположенным на обочинах. Дело все в том, что развороты на Т-образных перекрестках, образованных с участием моста, иногда позволительны.

    Когда именно? По умолчанию, как уже выяснилось, данный маневр запрещен. Но если на обочине есть соответствующий знак — «Разворот на мосту разрешен», то можно воспользоваться данной возможностью. Опять же, с соблюдением определенных правил, иначе гражданин должен будет понести наказание в виде штрафа, либо вообще лишится на определенный срок водительских прав.

    Разделительная полоса

    Отдельного внимания требуют дороги, на которых есть разделительная полоса. Дело все в том, что развороты на Т-образных перекрестках с подобными особенностями тоже возможны. Вообще, не важно, каким будет изучаемый участок — с полосами, без них, со светофорами или нерегулируемые — разворачиваться на них все равно можно. Только техника выполнения маневра будет отличаться.

    Небольшой нюанс, который поможет избежать проблем на дороге — это выбор направления разворота, если на участке имеется разделительная полоса. Нужно осуществлять маневр так, чтобы транспортное средство не двигалось по встречной полосе. Иными словами, выбирать так называемую дальнюю траекторию. При движении по встречной полосе даже во время осуществления маневра на водителя могут наложить административное наказание. Этот факт необходимо учитывать в обязательном порядке.

    Кому разрешено

    Следующий вопрос, который интересует многих водителей, — кому именно разрешено осуществлять изучаемое действие. Развороты на Т-образных перекрестках могут делать все машины, но преимущественно это легковые авто. А вот автобусы и прочие крупногабаритные транспортные средства не способны осуществить подобное действие.

    Исключение составляет разворот на широком Т-образном перекрестке. Там радиус движения транспортного средства позволит не выходить за пределы дороги. А значит, можно воплотить задумку в жизнь. Тем не менее подобные участки дороги встречаются редко. Зачастую Т-образные участки являются узкими. Это не позволяет осуществлять маневр крупногабаритным транспортным средствам.

    Почему так получается? Все из-за того, что за линии пересечения перекрестка выезжать запрещено. Это прямое нарушение установленных правил дорожного движения. Таким образом, если нужно развернуться крупногабаритному транспортному средству, потребуется или отыскать достаточно просторный перекресток, или действовать на свой страх и риск, нарушая правила. Последний вариант не рекомендуется воплощать в жизнь.

    Задний ход

    На что еще следует обратить внимание перед тем, как выполнить разворот на Т-образном перекрестке? Существует небольшая особенность, о которой должны помнить водители внедорожников например, да и вообще любых транспортных средств с большим радиусом разворота. Помимо уже сказанного ограничения — не выезжать на пределы перекрестка, требуется запомнить очередное правило.

    Какое именно? При совершении разворотов на перекрестках запрещен задний ход. Это правило распространяется на всех без исключения. Наказывается подобное нарушение не слишком серьезно. Водителю, который по той или иной причине осуществил задний ход при совершении маневра, грозит денежный штраф в размере около 500 рублей. это не слишком много, но можно избежать даже такого наказания. Правила разворота на Т-образном перекрестке требуют серьезного внимания. Поэтому водителям, обладающим транспортными средствами с большим радиусом разворота, следует воздерживаться от подобных манипуляций. Или осуществлять их, как уже было разъяснено, на широких участках.

    Регулируемые участки

    Разворот на Т-образном перекрестке со светофором или в любом другом случае, когда речь идет о регулируемом участке, происходит без особых проблем. Следует помнить, что в данной ситуации придется пропускать только поток встречных машин. При этом движение с правой и левой сторон будут запрещены посредством работы светофора.

    В данной ситуации придется соблюдать только два основных правила, о которых уже было сказано: траектория должна выбираться так, чтобы автомобиль не двигался по встречной полосе, а также под запретом находится задний ход. И, конечно же, осуществлять маневр можно только в пределах перекрестка.

    Больше никаких существенных правил и особенностей траектория разворота на Т-образном перекрестке, который регулируется светофором, не имеет. Единственно, на что еще советуют обращать внимание водители — это на знаки, установленные около дорог. Они могут запрещать осуществление изучаемого маневра. Соответственно, в данной ситуации даже при регулируемом движении придется воздержаться от осуществления разворота.

    Поворот запрещен

    Следующий нюанс распространяется в основном на дороги со светофорами. Дело все в том, что разворот на Т-образном перекрестке требует от водителя особого внимания. Уже были сказаны основные принципы осуществления маневра. При этом огромное внимание следует уделять запрещающим знакам.

    Нередко водители могут заметить «Поворот налево запрещен». Это вовсе не значит, что под запретом находится разворот. В правилах дорожного движения данные действия отличаются. Совет, которым рекомендуется воспользоваться — это посмотреть на уточняющие знаки, находящиеся под «Поворот налево запрещен». Нередко они способны наложить запрет на изучаемый маневр. Эти правила действуют уже долгое время, и в 2016 году их не отменили.

    Соответственно, знаки, запрещающие повороты, не отменяют возможности осуществления разворота. Главное — соблюдать уже названные принципы и не выходить за пределы перекрестка.

    Прилегающая территория

    Что еще следует учитывать перед тем, как осуществить изучаемое действие? Можно обратить внимание на прилегающую к перекрестку территорию. Она способна помочь без нарушений правил дорожного движения развернуться в нужную сторону.

    Развороты на Т-образных перекрестках таким образом обычно осуществляются путем использования территории преимущественно с правой стороны. Заезжать на нее рекомендуется задом. Тогда не придется осуществлять задний ход непосредственно на главной дороге.

    Знаки или разметка

    Правила разворота на Т-образном перекрестке иногда требуют от водителя особых знаний. Особенно тогда, когда речь идет о мостах. Здесь, как выяснилось, особое внимание нужно уделять знакам. Нередко получается так, что дорожная разметка противоречит указателям, установленным на обочинах.

    Как быть в данной ситуации? Как показывает практика, необходимо следить именно за запрещающими и разрешающими знаками. Они главенствуют над дорожной разметкой, несмотря на расхождения. Водителя, совершающего маневр на мосту, когда отметки на дороге не позволяют сделать это, а знаки указывают «Место разворота», не имеют права наказать. Только если он нарушил методику осуществления самого маневра.

    Внимательность на дороге

    На всем этом советы и рекомендации не заканчиваются. Водители часто дают друг другу рекомендации относительно того, как вести себя, если впереди Т-образный перекресток. Разворот осуществляется по определенной методика, нарушение которой влечет за собой ту или иную ответственность. Зачастую в виде штрафа.

    Среди самых распространенных рекомендаций можно встретить следующие пункты:

    1. На регулируемом (и при отсутствии регулирования) участке нужно обращать внимание на «Главную дорогу» и сообщения «Уступи дорогу», а также «Стоп». Это поможет не нарушать правила и полностью правильно осуществить маневр.
    2. Если нет ни одного из ранее перечисленных знаков, придется пользоваться правилом под названием «Помеха справа».
    3. Также при осуществлении разворота водитель должен пользоваться поворотниками. Их нужно правильно переключать, указывая свое направление. Данный момент требует отдельного внимания.

    Пожалуй, это все особенности, которые должен помнить водитель, чтобы не нарушить ПДД. Разворот на Т-образном перекрестке, особенно широком, обычно не доставляет проблем. Достаточно правильно вести себя и включать указатели-поворотники.

    О сигналах поворота

    Последний момент тоже крайне важен. Дело все в том, что большинство водителей не знают, как правильно указывать направление своего движения. Перед гражданином Т-образный перекресток. Маневр разворота в обязательном порядке включает в себя указание остальным водителям будущего направления.

    Как ведет себя основная масса граждан? Например, при использовании прилегающей территории справа многие показывают данное направление разворота, затем переключают его на левый сигнал. То есть, для разворота в левую сторону сначала указывают на противоположную сторону.

    Это неправильное поведение. Оно только сбивает с толку остальных водителей. На самом деле по установленным правилам не нужно показывать направление, которое подразумевает заезд на прилегающую территорию. Это значит, что гражданин должен сразу же включить левый поворотник. Так он покажет, что совершает разворот влево. Аналогичное правило действует для правой стороны. На самом деле ничего трудного в этом нет.

    Непосредственный маневр

    Траектория разворота на Т-образном перекрестке уже должна быть приблизительно понятной. Как же правильно действовать, если гражданин решил совершить данный маневр на практике? Всего несколько шагов — и дело сделано! Разумеется, с учетом всех запрещающих знаков осуществляется действие.

    Кратко весь процесс можно описать следующим образом:

    1. Для начала требуется подъехать к перекрестку, при этом снижая скорость по мере приближения к данному участку дороги. Делать это нужно до тех пор, пока движение транспорта не достигнет скорости, безопасной для осуществления маневра.
    2. Выбрать удобное, оптимальное место, на котором будет происходить действие. При этом важно помнить о правилах, запрещающих движение по встречным полосам.
    3. При примыкании дороги справа нужно заехать на данный участок, затем круговым движением осуществить разворот. Делается это в один прием.
    4. Примыкание слева требует особого внимания. В данном случае придется максимально близко держаться к правой стороне, после чего развернуться с заездом на часть примыкающего участка.

    Это и есть вся теория, которую должен знать и учитывать водитель. На самом деле на практике все гораздо проще, чем кажется. Достаточно принимать во внимание действующие на участке правила.

    Наказания за нарушение

    А что может ждать водителя, который в той или иной степени нарушил правила дорожного движения во время осуществления маневра? Следует помнить, что при отсутствии запрещающих знаков инспекторы ГИБДД не имеют права штрафовать гражданина за непосредственный разворот. А вот за нарушение техники — вполне.

    Уже было сказано, что, к примеру, задний ход наказывается штрафом в размерах 500 рублей. Это не единственная мера, которую накладывают на нарушителей. Чего еще могут бояться водители?

    Например, за пересечение сплошной линии разграничения потоков без выезда на встречную полосу можно нарваться на штраф. Денежная выплата в таком случае составляет 1 500 рублей максимум.

    Выезд на встречную полосу — это уже серьезное нарушение, даже если оно было совершено во время разворота на Т-образном перекрестке. Водителя могут оштрафовать на сумму до 5 000 рублей. Это в лучшем случае. В худшем рассматривается лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Если гражданин повторно совершит выезд на «встречку», у него отберут водительское удостоверение на 12 месяцев.

    Все это требуется учитывать, чтобы осуществлять развороты в соответствие с установленными нормативами. Меньше всего проблем доставляет маневр, совершаемый на широком участке. На узких требуется практика. Не рекомендуется рисковать водителям крупногабаритных машин с большим радиусом разворота.

    Подведение итогов

    Какие можно сделать выводы из всего вышесказанного? Дело все в том, что на самом деле развороты на дорогах осуществляются очень просто. Достаточно учитывать несколько простых правил и действовать согласно предложенной методике.

    Водители должны в первую очередь обращать внимание на знаки-указатели, и только потом — на дорожную разметку. Также следует с внимательностью относиться к светофорам на регулируемых участках. Бдительность проявлять нужно в первую очередь на незнакомых дорогах. Поэтому многие просто не решаются на столь серьезное маневрирование на новых перекрестках. Главное — не забывать обо всех остальных правилах движения, особенно о главной дороге. Немного практики — и Т-образный перекресток (разворот на нем) не будет страшен!

    Читайте также:  Нужно ли менять ПТС при смене фамилии?
    Ссылка на основную публикацию