Поддельный полис ОСАГО судебная практика - Evacuator-Anapa.ru

Поддельный полис ОСАГО судебная практика

Поддельный полис ОСАГО судебная практика

Содержание

Судебная практика по полису ОСАГО

Особенности

О судебной практике по спорам в рамках полиса ОСАГО

Список и разбор наиболее частых причин страховых споров

Оглавление

В течение года происходит множество судебных разбирательств между страховой компанией и страхователями. За годы существования системы обязательного страхования автогражданской ответственности была собрана крупная судебная практика. Эту информацию полезно изучать водителю, который планирует обратиться в судебные органы с исковым требованием. Это позволит оценить свои шансы на победу в деле, а также ссылка на ранее вынесенное решение может повлиять на исход судебного заседания. Судьи должны учитывать предыдущие решения, которые были вынесены коллегами.

Судебная практика систематизирована, каждый год Пленум и Президиум Верховного суда издают Постановления для этой цели. Это избавляет водителей от необходимости изучать каждое дело, ведь в Постановлении отражена вся судебная практика в отдельной сфере.

Отказ в выплате или ее занижение

Причинами обращения страхователей в суд часто являются финансовые конфликты со страховой компанией: либо последние отказываются выплачивать компенсации вообще, либо занижают сумму. Стоит разделять законные и незаконные причины отказа. Если был пропущен 5-дневный срок обращения в страховую компанию с извещением о дорожно-транспортном происшествии, то виноват в отказе только водитель.

Вне положенного и установленного законом срока никто принимать заявление на возмещение расходов не будет. Другой момент – это причины неправомерные. Страховые компании могут воспользоваться незнанием своего страхователя законодательных положений и порядков назначения выплат. В большинстве случаев конфликт можно решить в досудебном порядке, направив руководителю претензию с предъявленными требованиями.

Если сумма была занижена, то автолюбителю придется постараться, чтобы доказать обоснованность своего требования к повышению суммы выплаты. Просто написать большую сумму или попросить знакомых авторемонтников завысить ее не стоит даже пытаться. Необходимо провести независимую экспертную оценку полученных повреждений, а также стоимости восстановления транспортного средства на станции технического обслуживания. Исходя из результатов экспертизы, будет установлена сумма искового заявления.

Помните, что в судебной практике есть случаи, когда водитель не просто проиграл судебное разбирательство, но суд его еще и обязал выплатить страховой компании расходы на данное дело.

Судья должен видеть, что истец защищает свои законные права, а не пытается обогатиться на создавшейся ситуации, в то время как страховая компания выполнила все свои обязательства. Доказательная база, предоставляемая для рассмотрения судом, должна содержать как можно больше подтверждающих документов. Это значительно увеличивает шансы на вынесение решения судом в пользу водителя.

Помимо затрат на ремонт транспортного средства истец вправе потребовать возмещение трат в виде: неустойки за каждый день просрочки выплаты, расходов на консультации юриста, государственной пошлины, неустойки в случае отсутствие ответа на досудебную претензию, расходов на проведение экспертизы, транспортировки автомобиля на эвакуаторе, заверения документов нотариально, а также иных трат, прямым образом связанных с дорожно-транспортным происшествием.

Как правило, на рассмотрение в суд принимают заявления при занижении компенсации на 10% и более. С меньшим процентом занижения исковые заявления просто отклоняются. Да и для самого собственника невыгодно участвовать в судебных разбирательствах за пару тысяч, так как расходы на дело будут гораздо больше.

Взыскание УТС

При продаже автомобиля факт свершившегося дорожно-транспортного происшествия значительно снижает стоимость. Это называется утратой товарной стоимости. Длительное время страховые компании не возмещали этот ущерб, но с увеличением объема судебной практики положение дел изменилось. Суд стал обязывать страховые компании возмещать водителям УТС, так как это является непосредственным следствием аварии. Впоследствии Пленум Верховного суда издал Постановление, в котором УТС был признан действительным ущербом.

Регресс

Согласно законодательству, страховая компания после выплаты компенсации пострадавшей стороне в аварии может предъявить регрессивный иск к виновному водителю. На деле страховщики отказывают водителям в выплате при наличии причин, предполагающих регресс.

Если водитель действительно находился в состоянии алкогольного опьянения, либо за рулем находилось лицо, не вписанное в страховой полис ОСАГО, то надеяться на решение в пользу водителя не стоит. В таком случае страховые компании выиграют это дело.

Также различные решения выносятся по вопросу о том, в отношении кого назначается регресс – владельца транспортного средства, который допустил к управлению автомобилем лицо, не внесенное в страховой полис, или самого водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие. Пока что существует тенденция принимать решение, что возмещать денежные средства по регрессивному иску должен водитель, управлявший автомобилем.

Судебная практика по износу

Одним из спорных моментов при расчете суммы компенсационной выплаты является износ деталей автомобиля. Страховые компании учитывали степень износа, что приводило к уменьшению конечной суммы выплаты. Эта сумма не всегда покрывала ремонт транспортного средства в полном объеме. Даже судебные органы считали, что расчет стоимости деталей по ценам новых является способом незаконного обогащения водителя.

Спорам положил конец комментарий Конституционного суда. Страховые компании должны произвести расчет суммы компенсации, выплатить ее, а если суммы не хватило, то водитель справе взыскать остаток не со страховой компании, а с виновника аварии. Нужно будет пройти все шаги: провести экспертизу повреждений и стоимости ремонта, направить досудебную претензию, а затем и выдвинуть исковое требование в суд.

Подать в суд стоит только при полной уверенности, что виновная сторона сможет возместить расходы. В противном случае водитель потратит много времени, сил и денег, а окажется, что получить отсуженные деньги нет возможности. Кроме того, некоторые ответчики пытаются схитрить, предоставив справку о низких доходах. Это грозит уменьшением суммы выплаты, либо ее «рассрочкой».

Годные остатки

Максимальная сумма компенсации выплачивается в двух случаях: либо погиб один из участников аварии, либо произошла гибель транспортного средства без возможности его восстановления. Рассмотрим случай полной утраты автомобиля.

Эта ситуация регулируется Федеральным законом «Об ОСАГО». Из максимальной суммы положенной компенсации вычитаются денежные средства, необходимые для проведения оценки ущерба, и годные остатки. Разногласия начинаются на этапе оценки стоимости остатков транспортного средства.

Сумма компенсации в таких случаях составляет 400 тысяч рублей, что для страховой компании является весомой суммой. Страховщики всячески пытаются снизить ее. Согласно судебной практике, истцы отказываются от годных остатков, это приводит к вынесению решения в их пользу. Это лишает страховую компанию возможности заявить, что собственник сможет продать остатки за какую-либо сумму.

Страхователь и страховщик должны между собой решить, кому именно принадлежит годные остатки. Страховые компании стараются отказаться от их покупки, обосновывая решение тем, что объектом страхования является ответственность гражданина, а не само транспортное средство.

Уступка требования

Цессия или переуступка прав существует в сфере автострахования. Это возможно в нескольких случаях:

1. Сторонняя фирма навязывает свои услуги при востребовании возмещения. Судебной практики в этой сфере крайне мало, но и договоров подобных тоже почти не встречается. В практике есть одно решение в положительном для истца ключе – цессия была расторгнута, а страховая компания была обязана выплатить всю сумму.

2. Страхователь передал права требования со страховой компании третьим лицам. В большинстве случаев права передаются организации, которая специализируется в страховых делах и вопросах возмещения. На практике решения встречаются как в пользу истца, так и в пользу ответчика. Но в 2017 году появился запрет на переуступку прав третьим лицам.

Полис ОСАГО поддельный

Поддельный страховой полис – крайне распространенное явление, поэтому и судебная практика обширная. Доказывать, что полис не является оригинальным или поддельным должна страховая компания.

Отказ в выплате может быть обоснован только в случае убедительных доказательств злого умысла со стороны водителя при оформлении страхового полиса. Часто автолюбители становятся просто жертвами мошенников. Имеются в практике ситуации, отказ в которых обоснован заявлением страховой компанией и краже бланков в момент, когда водители пользовались поддельными полисами. Если таковой обнаружится при дорожно-транспортном происшествии, то выплачивать компенсации будет виновный водитель.

Утраченный заработок

Еще один спорных вопрос – утраченный заработок. Считается, что невозможность исполнять свои обязанности после аварийной ситуации влечет за собой потерю заработной платы. Так как это прямое следствие наступившего страхового случая, то и возмещать ущерб должна страховая компания.

Страховщикам это невыгодно. Поэтому они всегда стараются отказать в выплате, обосновывается это пособиями в качестве компенсаций и отсутствием медицинской экспертизы. В таких ситуациях судьи, как правило, выносят решение в пользу водителя. Согласно определению Верховного суда, нет необходимости ни в каких экспертизах. При предъявлении заявления на возмещение утраченного заработка подразумевается, что пособие не должно быть включено в сумму компенсации по ущербу. Это правило действует даже при превышении лимита в 500 тысяч рублей.

Можно ли взыскать неустойку с СК

Неустойка при рассмотрении судебного разбирательства может учитываться, даже если требования о ней не были указаны в досудебном требовании. Для подтверждения ущерба нужно предоставить все имеющие документы, касающиеся страхового случая. Если таковых нет, то отказ страховой компании будет считаться законным.

Неустойка не будет взыскана со страховщика, если водитель неоднократно нарушал действующее законодательство и злоупотреблял своим правом. Часто это случается при отказе предоставить автомобиль для экспертной оценки нанесенных повреждений.

Неустойку можно востребовать в случае отсутствия ответа от страховой компании в течение трех недель от даты составления досудебной претензии. Страховая компания будет нести ответственность в случае задержки выполнения ремонтных работ по восстановлению транспортного средства.

Сумму неустойки может изменить суд только в случае ее неадекватности и несоответствии реальной стоимости нанесенных повреждений. В остальных случаях сумма может быть снижена при ответном заявлении от ответчика.

Неустойка рассчитывается на основании расходов, которые понес владелец транспортного средства, пострадавшего в аварии, и расходы на ремонтные работы.

Отсутствие виновника ДТП

К сожалению, многие водители при совершении аварии покидают место. Найти их тяжело, особенно если момент ДТП не был зафиксирован какими-либо видеоустройствами. По законодательству для получения выплаты должны быть установлены две стороны: виновник аварии и пострадавший.

Читайте также:  Обязательно ли оформлять КАСКО при автокредите

В суд обратиться в случае отсутствия виновного нет возможности, так как страховая компания не будет ничего возмещать, да и в отношении кого направлять исковое требование? Водителям следует знать, что в подобных ситуациях ответчиком в суде предстает Российский союз автостраховщиков.

Установить виновное лицо в совершении ДТП может только суд. Для этого необходимо предоставить протокол об административном нарушении, а также имеющиеся доказательства. Если виновник точно не установлен, то обе стороны получат выплаты в размере половины суммы компенсации.

Моральный вред

Моральная ответственность водителей не является объектом автострахования водителей, только материальная ответственность. Подать исковое требование на возмещение морального ущерба можно только в отношении виновного водителя. В отношении страховой компании это можно сделать в очень редких случаях: если получен отказ в компенсационной выплате, если были затянуты сроки выплат или если намеренно была занижена сумма компенсации.

Возмещение морального ущерба основывается не на Федеральном законе «Об ОСАГО», а уже на законе «О защите прав потребителей».

Видео

Недействительный полис ОСАГО

На рынок автостраховок идет постоянный вброс липовых полисов ОСАГО. Мошенники часто и сами не скрывают: мол, бланк оригинальный, но не учтенный, а потому и цена такая низкая. Хочешь сэкономить – рискуй. От инспектора он отмажет, а если авария – тут уже разбирайся сам.

Когда после ДТП фальшивку обнаружат, страховщик точно откажется оплачивать ремонт машины. Мол, мы такого не продавали, а бланк и вообще поддельный. Или скопированный. Или спрятанный от ревизии. Сути дела это не меняет – денег пострадавшему не дадут, ремонт не сделают. Как восстановить справедливость? Рассказываем, что делать, если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО.

Когда ОСАГО – «липа»?

«Полис ОСАГО стал дорогим удовольствием, поэтому предлагаем купить идентичные бланки Ресо-Гарантия, МАКС, ВСК, Ренессанс. Вы можете заказать любой бланк: пустой, с печатями или заполненный вашими данными», – сеть пестрит подобными объявлениями. И не спроста.

Спрос на фальшивые полисы заставляет этот рынок эволюционировать. Если раньше «липу» рисовали буквально «на коленке» на заднем сидении «девятки», то сейчас качество подделок весьма похвально. Имея даже специальные знания, вы не всегда смогли бы отличить фальшивку от подлинного полиса.

Единственное, что наверняка вам скажет о подделке – это база РСА. Введите серию и номер, и сервис выдает вам информацию о статусе страховки, страховой компании, дате заключения, начале и окончании действия договора. Если данные из полиса и из базы не совпадают или и вовсе отсутствуют, ОСАГО – «липа».

Способов подделки масса – это может быть и действительно фальсификат или, например, полис-«двойник», с теми же серией, номером и припиской страховщика. А может быть, и наоборот – бланк настоящий, действительно поставлен на учет, но используется «агентами» несанкционированно, страховщик о его использовании не уведомлен.

Значения это не имеет: и то, и то «липа», по которой страховая уж точно не будет делать ремонт или выплачивать возмещение. Хотя иногда она делать это все же должна. Рассказываем, как получить компенсацию от страховой, если ОСАГО поддельный.

Когда страховая в ответе

Дело в том, что бланки ОСАГО – это бланки строгой отчетности. Они отгружаются страховщикам, которые впоследствии сами распространяют их между своими агентами, обеспечивают их контроль, и сами же несут ответственность за их несанкционированное использование (п. 7.1 ст. 15 ФЗ № 40 «Об ОСАГО»). Это когда бланк настоящий, но сведения в нем отличаются от сведений в базе.

Если водитель с таким полисом попадет в ДТП, тот факт, что он «липовый» не освобождает страховщика от ответственности . СК обязана осуществить по нему страховое возмещение пострадавшему водителю. Исключение – случаи, когда страховщик заявил о хищении бланка в полицию до наступления факта ДТП. Такой подход находит отражение и в судебной практике (определение ВС РФ № 57-КГ16-17 от 17.01.2017).

Схематически это выглядит так:

Кто возместит ущерб?

Во всех остальных случаях привлечь страховщика не удастся. Действительного полиса у виновника нет, а значит СК ни при чём. Кто оплатит пострадавшему водителю ремонт? А если потребуется лечение?

Ущерб жизни и здоровью можно возместить за счет РСА. Именно она, как профессиональное объединение автостраховщиков, выплачивает компенсации в случае отсутствия у виновного водителя действующей автогражданки (пп. г) п. 1 ст. 18 ФЗ № 40). Порядок, адреса и документы для обращения узнайте на сайте РСА.

Ремонт же будет оплачивать сам виновный водитель. Лица, риск гражданской ответственности которых не застрахован (хотя должен был быть), самостоятельно возмещают причиненный ими вред (ст. 1064 ГК, п. 4 ст. 4 ФЗ № 40).

Предложите ему решить вопрос «миром». Мол, оплати ремонт и «замяли». Идет в отказ? Перед тем, как подавать на виновника ДТП в суд, отправьте ему претензию почтой, его адреса должны быть в протоколе, составленном инспектором или в вашем экземпляре европротокола, если ГИБДД не вызывали. Возможно, «письмо счастья» его вразумит. Игнор и дальше? Что ж, сам виноват.

За возмещением – в суд

В сторону реплики о том, что в судах справедливости нет! Не идите на поводу у виновника и не отказывайтесь от подачи иска. Шансы выиграть у вас гораздо выше, чем может показаться. Подтверждается это и судебной практикой. Например, решения Басманного районного суда г. Москвы № 2-1679/16 и 2-1691/16. Итак, если виновник отказывается возмещать ущерб, действуем!

Шаг 1. Делаем экспертизу

Вам нужно доказать размер ущерба, который планируете взыскивать с виновника – свидетельств соседа по гаражу суду недостаточно. Для этого обращаемся в экспертную организацию и заказываем проведение независимой технической экспертизы. Конечно, можно провести ремонт самостоятельно, и потом в суде ссылаться на стоимость ремонта в чеках и накладных из СТО. Но тогда справедливо встанет вопрос о наличии взаимосвязи между отремонтированными повреждениями и ДТП. Так что лучше уж сделать экспертизу сразу. Ее стоимость можно также взыскать с виновника (п.п. 2, 4 Постановления Пленума ВС РФ № 1 от 21.01.2016).

Шаг 2. Готовим иск

В иске нужно изложить суть случившегося и заявить требование о взыскании с виновника ДТП суммы ущерба, стоимости экспертизы, других судебных расходов. Для подготовки корректного иска, соответствующего особенностям вашей ситуации, закажите его у юристов. Также можете воспользоваться представленным ниже образцом.

Приложите к иску:

  • копию претензии, направленной виновнику;
  • ПТС, СТС;
  • протокол, составленный в ГИБДД;
  • копию заключения эксперта;
  • документ об уплате госпошлины;
  • копии иска и документов по количеству сторон.

Шаг 3. Подаем иск

Иск нужно подать в суд по месту жительства ответчика. Если сумма требований меньше 50 тыс. руб, иск подается мировому судье, если больше – в районный суд. По возможности посещаем заседания или направляем туда своего представителя. В процессе поддерживаем заявленные требования, даем суду объяснения, выполняем иные требования. Если итоговое решение положительно и оно вступило в силу – получаем в канцелярии суда исполнительный лист.

Шаг 4. Взыскиваем ущерб принудительно

Обращаемся с исполнительным листом в подразделение ФССП по месту проживания виновника ДТП. Пишем заявление, прикладываем исполнительный лист и ждем. В ваш адрес придет постановление об открытии исполнительного производства. С этого момента вашим визави займутся приставы. Если он и дальше откажется платить, ему арестуют счета, машину, недвижимость. При необходимости, обратят взыскание на зарплату. В общем, инструментов давления масса. Остается только ждать денег!

Можно ли наказать виновника за поддельный полис ОСАГО?

Вам мало судебного решения и вы жаждите еще больше крови? К сожалению, придется смирится. Наказать водителя за подделку полиса нельзя, разве что кроме случаев, когда он сам признается, что осознанно купил фальшивку или подделал полис. В остальных же случаях, максимум, что ему угрожает – ч. 2 ст. 12.37 КоАП и штраф 800 руб. Но будьте благосклонны, вы и так наказали его основательно!

Каска для ОСАГО

Верховный суд разъяснил, в каких случаях, если полис автогражданки оказывается липовым, страховщик все же должен платить за ущерб.

На рынок автостраховок идет регулярный вброс фальшивых полисов. Когда после аварии фальшивку обнаруживают, страховщик отказывается оплачивать ремонт машины.

Ведь зачастую автомобилист, который приобрел такой полис, оказывается невиновным. Дело в том, что бланки, как правило, заполняют отнюдь не представители страховщиков, а их агенты, брокеры, представители и как их там далее не назови.

В итоге выясняется, что автовладелец приобрел страховку, которую страховая компания никак не собирается ему обеспечивать. Бланк — поддельный. Или скопированный. Или вовремя спрятанный от ревизии.

Причем страдает в этой ситуации не виновник аварии, а тот, кто получил ущерб. Ведь именно он сталкивается с тем, что у его визави нет полиса. А следовательно, приходится разыскивать виновника, его адрес, чтобы предъявить претензии.

И количество подобных происшествий растет. Случилось ДТП. В итоге виновником был признан водитель, у которого нет страховки. Или она есть, но незаконная. Что делать водителю, получившему повреждения? Правильно. Обращаться в суд за компенсацией.

И тут возникают довольно большие проблемы. Где найти виновника аварии? Где найти его адрес, куда направить требования о выплате? Ведь на руках у пострадавшего в аварии остается только бланк липового полиса.

Верховный суд разобрался в подобных ситуациях. И дал четкие рекомендации. Разъяснил, когда страховщик обязан компенсировать ущерб, даже если на руках у виновника аварии поддельный полис.

Причем в решении Верховного суда четко обозначено, что считать подделкой, а что недобросовестной работой страховщика.

Рецепт довольно прост. Когда автовладелец покупает полис ОСАГО в офисе компании, он более-менее защищен от мошенничества.

Но есть агенты, брокеры, а есть и вовсе никому не известные пункты продаж автогражданки около регистрационных подразделений ГИБДД.

Что продадут вам в качестве договора ОСАГО и соответствующего полиса в этих местах, никому неизвестно. Поэтому надо внимательно относиться к документам. Есть масса способов проверить полис на подлинность. Например, зайти на сайт Российского союза страховщиков и узнать, какой именно компании отгружался этот бланк.

После уплаты денег, заключения договора через некоторое время можно узнать, продан ли этот полис и кому, на какую машину.

Но мало кому приходит в голову устраивать такую проверку. Счастье от приобретения машины зашкаливает. В результате автовладельцы сталкиваются с тем, что легкая авария не по их вине превращается в длительную головную боль.

Два водителя не поделили дорогу в Северо-Западном регионе России. 21 ноября 2014 года водитель Версалов врезался в машину, которой управлял шофер Божедаров. Оба автомобиля получили повреждения. Виновником в ДТП был признан Версалов. Стоимость восстановительного ремонта машины Божедарова составила чуть менее 60 тысяч рублей.

Согласно действующим правилам Божедаров обратился в свою страховую компанию за возмещением ущерба.

Ведь пострадали только два автомобиля, оба участника застрахованы по ОСАГО, пострадавших нет.

Но его компания отказала ему в выплате. Страховщик Версалова заявил, что такого полиса этому человеку не продавал.

Более того, полис с таким номером был реализован в Дальневосточном регионе и принадлежит другому человеку с другим автомобилем.

Божедаров подал иск на возмещение ущерба в отношении самого Версалова. Однако и тут ему не повезло. Суд первой инстанции не признал обоснованность его требований.

Читайте также:  Потерял номерной знак автомобиля что делать?

Однако апелляционная инстанция по жалобе Версалова отменила решение нижестоящего суда. Апелляция посчитала, что водитель был застрахован и возмещать ущерб должна страховая компания.

При этом суд внимательно изучил бланки полисов и установил, что документ, купленный Версаловым, может быть поддельным. На оттиске печати нанесен ИНН, который к компании-страховщику не имеет никакого отношения.

Суд даже предложил назначить криминалистическую экспертизу полиса, но от этого отказались сами участники процесса.

Тем не менее суд посчитал, что Версалов не обязан знать всех тонкостей бланков ОСАГО. Он купил полис, значит, ответственность взяла на себя страховая компания. Казалось бы тупик.

Однако Божедаров дошел до Верховного суда, у которого оказалось собственное мнение на этот счет. ВС решил, что апелляционный суд был неправ. Полис ОСАГО оформляется на бланке строгой отчетности. Эти бланки продаются страховой компании, которая распространяет их между своими агентами и несет за них ответственность. Если бланк не был реализован, компания должна его утилизировать, и это должно быть отражено в документах.

Несанкционированное использование бланков не освобождает компанию от исполнения условий заключенного договора.

Кроме одного случая: когда компания обратилась в полицию с заявлением о хищении данного полиса до наступления страхового случая.

Так как нет доказательства того, что полис был поддельный, и никто не стал это исследовать, то страховая компания должна заплатить по данному страховому случаю.

Верховный суд направил дело на новое рассмотрение. Но это решение дает четкое пояснение, в какой ситуации ущерб возмещает страховая компания, а в какой виновник ДТП в гражданском порядке.

Если у виновника аварии полис ОСАГО поддельный, связываться со страховщиком бесполезно. Лучше связаться с полицией, а потом предъявить виновнику иск через суд.

Если бланк полиса подлинный, но компания его не продавала, компания должна возместить ущерб пострадавшему. А именно имеется в виду следующая ситуация. Если бланк подлинный — то есть он был изготовлен Гознаком для конкретной страховой компании и продан каким-либо из страховых агентов или брокеров, при этом деньги в страховую компанию не поступали, отчетности по данному полису нет, и он числится как утраченный, но компания до наступления страхового случая подала заявление в полицию о том, что бланк с этим номером похищен, пострадавшему придется обращаться с иском к виновнику.

Проверить подлинность полиса можно прямо на месте ДТП. Либо через сайт РСА, если у водителя смартфон, либо позвонив в РСА или хотя бы в свою страховую компанию.

Напомним, что проверить подлинность полиса можно на месте ДТП с помощью смартфона.

У сотрудников ГИБДД вообще нет никаких ограничений на такую проверку .

Судебная практика по полису ОСАГО

Особенности

О судебной практике по спорам в рамках полиса ОСАГО

Список и разбор наиболее частых причин страховых споров

Оглавление

В течение года происходит множество судебных разбирательств между страховой компанией и страхователями. За годы существования системы обязательного страхования автогражданской ответственности была собрана крупная судебная практика. Эту информацию полезно изучать водителю, который планирует обратиться в судебные органы с исковым требованием. Это позволит оценить свои шансы на победу в деле, а также ссылка на ранее вынесенное решение может повлиять на исход судебного заседания. Судьи должны учитывать предыдущие решения, которые были вынесены коллегами.

Судебная практика систематизирована, каждый год Пленум и Президиум Верховного суда издают Постановления для этой цели. Это избавляет водителей от необходимости изучать каждое дело, ведь в Постановлении отражена вся судебная практика в отдельной сфере.

Отказ в выплате или ее занижение

Причинами обращения страхователей в суд часто являются финансовые конфликты со страховой компанией: либо последние отказываются выплачивать компенсации вообще, либо занижают сумму. Стоит разделять законные и незаконные причины отказа. Если был пропущен 5-дневный срок обращения в страховую компанию с извещением о дорожно-транспортном происшествии, то виноват в отказе только водитель.

Вне положенного и установленного законом срока никто принимать заявление на возмещение расходов не будет. Другой момент – это причины неправомерные. Страховые компании могут воспользоваться незнанием своего страхователя законодательных положений и порядков назначения выплат. В большинстве случаев конфликт можно решить в досудебном порядке, направив руководителю претензию с предъявленными требованиями.

Если сумма была занижена, то автолюбителю придется постараться, чтобы доказать обоснованность своего требования к повышению суммы выплаты. Просто написать большую сумму или попросить знакомых авторемонтников завысить ее не стоит даже пытаться. Необходимо провести независимую экспертную оценку полученных повреждений, а также стоимости восстановления транспортного средства на станции технического обслуживания. Исходя из результатов экспертизы, будет установлена сумма искового заявления.

Помните, что в судебной практике есть случаи, когда водитель не просто проиграл судебное разбирательство, но суд его еще и обязал выплатить страховой компании расходы на данное дело.

Судья должен видеть, что истец защищает свои законные права, а не пытается обогатиться на создавшейся ситуации, в то время как страховая компания выполнила все свои обязательства. Доказательная база, предоставляемая для рассмотрения судом, должна содержать как можно больше подтверждающих документов. Это значительно увеличивает шансы на вынесение решения судом в пользу водителя.

Помимо затрат на ремонт транспортного средства истец вправе потребовать возмещение трат в виде: неустойки за каждый день просрочки выплаты, расходов на консультации юриста, государственной пошлины, неустойки в случае отсутствие ответа на досудебную претензию, расходов на проведение экспертизы, транспортировки автомобиля на эвакуаторе, заверения документов нотариально, а также иных трат, прямым образом связанных с дорожно-транспортным происшествием.

Как правило, на рассмотрение в суд принимают заявления при занижении компенсации на 10% и более. С меньшим процентом занижения исковые заявления просто отклоняются. Да и для самого собственника невыгодно участвовать в судебных разбирательствах за пару тысяч, так как расходы на дело будут гораздо больше.

Взыскание УТС

При продаже автомобиля факт свершившегося дорожно-транспортного происшествия значительно снижает стоимость. Это называется утратой товарной стоимости. Длительное время страховые компании не возмещали этот ущерб, но с увеличением объема судебной практики положение дел изменилось. Суд стал обязывать страховые компании возмещать водителям УТС, так как это является непосредственным следствием аварии. Впоследствии Пленум Верховного суда издал Постановление, в котором УТС был признан действительным ущербом.

Регресс

Согласно законодательству, страховая компания после выплаты компенсации пострадавшей стороне в аварии может предъявить регрессивный иск к виновному водителю. На деле страховщики отказывают водителям в выплате при наличии причин, предполагающих регресс.

Если водитель действительно находился в состоянии алкогольного опьянения, либо за рулем находилось лицо, не вписанное в страховой полис ОСАГО, то надеяться на решение в пользу водителя не стоит. В таком случае страховые компании выиграют это дело.

Также различные решения выносятся по вопросу о том, в отношении кого назначается регресс – владельца транспортного средства, который допустил к управлению автомобилем лицо, не внесенное в страховой полис, или самого водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие. Пока что существует тенденция принимать решение, что возмещать денежные средства по регрессивному иску должен водитель, управлявший автомобилем.

Судебная практика по износу

Одним из спорных моментов при расчете суммы компенсационной выплаты является износ деталей автомобиля. Страховые компании учитывали степень износа, что приводило к уменьшению конечной суммы выплаты. Эта сумма не всегда покрывала ремонт транспортного средства в полном объеме. Даже судебные органы считали, что расчет стоимости деталей по ценам новых является способом незаконного обогащения водителя.

Спорам положил конец комментарий Конституционного суда. Страховые компании должны произвести расчет суммы компенсации, выплатить ее, а если суммы не хватило, то водитель справе взыскать остаток не со страховой компании, а с виновника аварии. Нужно будет пройти все шаги: провести экспертизу повреждений и стоимости ремонта, направить досудебную претензию, а затем и выдвинуть исковое требование в суд.

Подать в суд стоит только при полной уверенности, что виновная сторона сможет возместить расходы. В противном случае водитель потратит много времени, сил и денег, а окажется, что получить отсуженные деньги нет возможности. Кроме того, некоторые ответчики пытаются схитрить, предоставив справку о низких доходах. Это грозит уменьшением суммы выплаты, либо ее «рассрочкой».

Годные остатки

Максимальная сумма компенсации выплачивается в двух случаях: либо погиб один из участников аварии, либо произошла гибель транспортного средства без возможности его восстановления. Рассмотрим случай полной утраты автомобиля.

Эта ситуация регулируется Федеральным законом «Об ОСАГО». Из максимальной суммы положенной компенсации вычитаются денежные средства, необходимые для проведения оценки ущерба, и годные остатки. Разногласия начинаются на этапе оценки стоимости остатков транспортного средства.

Сумма компенсации в таких случаях составляет 400 тысяч рублей, что для страховой компании является весомой суммой. Страховщики всячески пытаются снизить ее. Согласно судебной практике, истцы отказываются от годных остатков, это приводит к вынесению решения в их пользу. Это лишает страховую компанию возможности заявить, что собственник сможет продать остатки за какую-либо сумму.

Страхователь и страховщик должны между собой решить, кому именно принадлежит годные остатки. Страховые компании стараются отказаться от их покупки, обосновывая решение тем, что объектом страхования является ответственность гражданина, а не само транспортное средство.

Уступка требования

Цессия или переуступка прав существует в сфере автострахования. Это возможно в нескольких случаях:

1. Сторонняя фирма навязывает свои услуги при востребовании возмещения. Судебной практики в этой сфере крайне мало, но и договоров подобных тоже почти не встречается. В практике есть одно решение в положительном для истца ключе – цессия была расторгнута, а страховая компания была обязана выплатить всю сумму.

2. Страхователь передал права требования со страховой компании третьим лицам. В большинстве случаев права передаются организации, которая специализируется в страховых делах и вопросах возмещения. На практике решения встречаются как в пользу истца, так и в пользу ответчика. Но в 2017 году появился запрет на переуступку прав третьим лицам.

Полис ОСАГО поддельный

Поддельный страховой полис – крайне распространенное явление, поэтому и судебная практика обширная. Доказывать, что полис не является оригинальным или поддельным должна страховая компания.

Отказ в выплате может быть обоснован только в случае убедительных доказательств злого умысла со стороны водителя при оформлении страхового полиса. Часто автолюбители становятся просто жертвами мошенников. Имеются в практике ситуации, отказ в которых обоснован заявлением страховой компанией и краже бланков в момент, когда водители пользовались поддельными полисами. Если таковой обнаружится при дорожно-транспортном происшествии, то выплачивать компенсации будет виновный водитель.

Утраченный заработок

Еще один спорных вопрос – утраченный заработок. Считается, что невозможность исполнять свои обязанности после аварийной ситуации влечет за собой потерю заработной платы. Так как это прямое следствие наступившего страхового случая, то и возмещать ущерб должна страховая компания.

Страховщикам это невыгодно. Поэтому они всегда стараются отказать в выплате, обосновывается это пособиями в качестве компенсаций и отсутствием медицинской экспертизы. В таких ситуациях судьи, как правило, выносят решение в пользу водителя. Согласно определению Верховного суда, нет необходимости ни в каких экспертизах. При предъявлении заявления на возмещение утраченного заработка подразумевается, что пособие не должно быть включено в сумму компенсации по ущербу. Это правило действует даже при превышении лимита в 500 тысяч рублей.

Читайте также:  Оформление грузового автомобиля на физическое лицо

Можно ли взыскать неустойку с СК

Неустойка при рассмотрении судебного разбирательства может учитываться, даже если требования о ней не были указаны в досудебном требовании. Для подтверждения ущерба нужно предоставить все имеющие документы, касающиеся страхового случая. Если таковых нет, то отказ страховой компании будет считаться законным.

Неустойка не будет взыскана со страховщика, если водитель неоднократно нарушал действующее законодательство и злоупотреблял своим правом. Часто это случается при отказе предоставить автомобиль для экспертной оценки нанесенных повреждений.

Неустойку можно востребовать в случае отсутствия ответа от страховой компании в течение трех недель от даты составления досудебной претензии. Страховая компания будет нести ответственность в случае задержки выполнения ремонтных работ по восстановлению транспортного средства.

Сумму неустойки может изменить суд только в случае ее неадекватности и несоответствии реальной стоимости нанесенных повреждений. В остальных случаях сумма может быть снижена при ответном заявлении от ответчика.

Неустойка рассчитывается на основании расходов, которые понес владелец транспортного средства, пострадавшего в аварии, и расходы на ремонтные работы.

Отсутствие виновника ДТП

К сожалению, многие водители при совершении аварии покидают место. Найти их тяжело, особенно если момент ДТП не был зафиксирован какими-либо видеоустройствами. По законодательству для получения выплаты должны быть установлены две стороны: виновник аварии и пострадавший.

В суд обратиться в случае отсутствия виновного нет возможности, так как страховая компания не будет ничего возмещать, да и в отношении кого направлять исковое требование? Водителям следует знать, что в подобных ситуациях ответчиком в суде предстает Российский союз автостраховщиков.

Установить виновное лицо в совершении ДТП может только суд. Для этого необходимо предоставить протокол об административном нарушении, а также имеющиеся доказательства. Если виновник точно не установлен, то обе стороны получат выплаты в размере половины суммы компенсации.

Моральный вред

Моральная ответственность водителей не является объектом автострахования водителей, только материальная ответственность. Подать исковое требование на возмещение морального ущерба можно только в отношении виновного водителя. В отношении страховой компании это можно сделать в очень редких случаях: если получен отказ в компенсационной выплате, если были затянуты сроки выплат или если намеренно была занижена сумма компенсации.

Возмещение морального ущерба основывается не на Федеральном законе «Об ОСАГО», а уже на законе «О защите прав потребителей».

Видео

Что делать, если полис ОСАГО оказался поддельным?

Главная » ДТП » Возмещение ущерба от ДТП » Что делать, если полис ОСАГО оказался поддельным?

Не все водители осознают важность заключения договоров обязательного страхования их гражданско-правовой ответственности и получения полисов ОСАГО. Из информации, официально предоставленной Российским союзом автостраховщиков (РСА), следует, что в стране около миллиона водителей пользуются фальшивыми полисами: из каждых ста полисов 2-3 документа оказываются поддельными.

Некоторые из их владельцев даже не подозревают об этом, а другие заведомо приобретают такой полис из-за его низкой цены или необходимости его получения в связи с истечением срока предыдущего полиса. Такая ситуация является недопустимой.

Она приводит к нарушению интересов добросовестных участников дорожного движения и порождает многочисленные судебные споры. В связи с чем РСА начинает активную борьбу с изготовителями и распространителями таких документов.

Что делать, если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО

Лицу, оказавшемуся пострадавшей стороной в ДТП, чтобы решить положительно вопрос с получением страхового возмещения, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • проверить действительно ли данный полис был выдан указанной в нем страховой компанией. При положительном ответе, и в случае ее отказа в осуществлении выплат, подготовьте исковое заявление к страховщику в суд с требованием выплаты в счет возмещения причиненного вам ущерба;
  • непосредственно на месте ДТП можно через интернет проверить полис по его номеру на сайте РСА. Если после аварии такой возможности не представится, то позвоните в любую страховую компанию, которая поможет вам получить нужную информацию;
  • если вы убедитесь, что полис ОСАГО фальшивый, то вопрос с возмещением вам ущерба можно решить в судебном порядке, предъявив иск непосредственно к виновнику аварии;
  • если автомобилем, допустившим нарушения правил дорожного движения, управляло лицо, имя которого не было вписано в полис, то все равно свяжитесь со страховой компанией, выдавшей полис ОСАГО. Если она откажется возмещать ущерб, то после получения письменного ответа обращайтесь в суд.

В любом случае вначале установите подлинность полиса ОСАГО. Даже если ваши подозрения подтвердятся, обратитесь в указанную в нем страховую компанию с письменным заявлением о выплате вам страхового возмещения. Это обязательно, так как для подачи в суд искового заявления необходимо получить письменный отказ страховщика.

После рассмотрения дела суд вынесет окончательное решение, в котором укажет:

  • сумму подлежащего возмещению ущерба;
  • лицо, на которого он возлагает такую обязанность.

Признаки поддельного полиса ОСАГО

Никто из водителей не застрахован от возможного заключения фальшивых договоров страхования. Поэтому будьте внимательны и проявляйте бдительность при оформлении полисов ОСАГО. Несмотря на то, что каждый из них имеет свой номер и является бланком строгой отчетности, все же имеется вероятность столкнуться с мошенниками.

Какие факты могут свидетельствовать о поддельности полисов ОСАГО? Обращайте внимание на следующие обстоятельства и помните, что подозрения вызывает:

  • полис, в котором имеются исправления;
  • если под одним номером и серией выдано два полиса разным лицам;
  • полис, оформленный дважды. После истечения в одном регионе срока его действия, он может быть оформлен в другом месте;
  • полис, оформленный на поддельном бланке, изготовленном мошенниками;
  • полис, не изъятый из оборота после отзыва у страховщика лицензии. Многие недобросовестные сотрудники страховых компаний пользуются этим обстоятельством и при ликвидации страховщика или временном приостановлении им деятельности присваивают бланки полисов компании. Сложность заключается в том, что такие бланки являются подлинными, но не подлежащими использованию в данный момент. Неискушенному лицу практически невозможно определить, что он недействительный.

Некоторые фальшивки опытный водитель может распознать даже невооруженным глазом по его внешним признакам.

Настоящий полис ОСАГО должен соответствовать следующим требованиям:

  • его бланк длиннее листа формата А 4 на 9-10 мм;
  • на лицевой стороне имеется узкая сетка из переплетенных между собой колец голубовато-зеленоватого цвета;
  • на бланке отлично просматриваются логотип РСА и водяные знаки;
  • на обратной стороне справа отчетливо просматривается металлическая полоса шириной в 2 мм;
  • краска на полисе устойчива и не оставляет никаких следов на руках;
  • в бумаге, из которой изготовлен полис, имеются красные вкрапления;
  • номер полиса из 10 цифр расположен в правом верхнем углу, при его прощупывании убедитесь, что номер выпуклый;
  • серия полисов состоит из букв «ЕЕЕ». Только по этому признаку можно сразу определить подлинность имеющегося у виновника аварии полиса.

Зачастую водители оформляют полиса в неустановленных местах и в спешке бывают очень невнимательными. Имейте в виду, что мошенники постоянно изобретают новые методы обмана.

Как возмещается ущерб при ДТП без ОСАГО?

Как составить досудебную претензию виновнику ДТП без ОСАГО, читайте тут.

Чтобы избежать получения фальшивого полиса, обратите внимание на следующее:

  • не ведите переговоры со лжеагентами, которые предлагают вам заключить договора на улице или по телефону;
  • низкая цена свидетельствует о том, что предлагаемая вам страховка не настоящая;
  • сообщите о своем желании связаться с офисом страховщика по телефону, указанному в полисе. Понаблюдайте за реакцией страхового агента. Если он мошенник, то он тут же перестанет предлагать вам свои услуги, и вы потеряете его из виду;
  • во избежание недоразумений оформляйте полис в официальных помещениях страховых компаний, предварительно убедившись в наличии у них лицензии.

Бывают случаи, когда факт подделки полиса выявляется только после подачи заявления в страховую компанию: даже если предварительная проверка по номеру и серии не вызвала никаких подозрений.

Что делать в таких случаях? Имеются ли шансы у пострадавшей в ДТП стороны получить суммы в счет возмещения причиненного ему ущерба?

Как возместить ущерб, если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО

При наличии хоть малейших подозрений по поводу подлинности полиса ОСАГО, имеющемуся у виновника аварии, незамедлительно проверьте эту информацию в РСА, обратившись туда с письменным запросом.

Конечно, эту информацию можно проверить и самому посредством интернета. Но для осуществления вами дальнейших действий потребуется наличие письменного подтверждения поддельности полиса.

Получив письменный ответ РСА, который укрепит ваши подозрения, начинайте готовить пакет документов для суда:

  • исковое заявление о возмещении суммы ущерба непосредственно с виновника ДТП;
  • копию своего паспорта;
  • копию своего полиса ОСАГО;
  • письменный ответ РСА о том, что полис виновника аварии фальшивый;
  • документы об оплате полиса, признанного поддельным (при наличии их);
  • ПТС или свидетельство о регистрации вашей машины;
  • водительские права;
  • протокол или справка из ГИБДД, извещение о ДТП;
  • заключение эксперта об имеющихся повреждениях автомобиля и расчет затрат на его восстановление;
  • медицинское освидетельствование об имеющихся телесных повреждениях;
  • доказательства вашей невиновности в совершенном ДТП (можно сослаться на показания свидетелей, указать адреса и попросить вызвать их в суд, а также приложить имеющиеся фотографии);
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Суд после рассмотрения всех материалов гражданского дела может принять решение о возложении материальной ответственности на:

  • страховую компанию;
  • посредника между страховщиком и страхователем;
  • Российский союз автостраховщиков;
  • виновника аварии.

К примеру, страховая компания может быть признана ответственной, если ее сотрудник вовремя не перечислил уплаченную клиентом страховую премию или использовал бланк полиса в своих интересах. Полностью рассчитавшись с пострадавшей при ДТП стороной, она сможет возместить свои убытки, предъявив регрессный иск своему недобросовестному сотруднику.

Судебная практика с фальшивым полисом ОСАГО

Какую позицию занимают суды при рассмотрении споров, связанных с поддельными полисами ОСАГО?

Рассмотрим несколько примеров из судебной практики.

Пример 1. В результате аварии были причинены телесные повреждения гражданке А. Также был поврежден ее автомобиль. Пострадавшая написала заявление в Московскую страховую компанию с просьбой возместить ущерб ее здоровью и имуществу. Московская страховая компания после проверки установила, что полис ОСАГО фальшивый. Это послужило основанием для отказа в осуществлении страхового возмещения.

Гражданка А. обратилась в суд, указав страховую компанию ответчиком по предъявленному ею иску. Рассмотрев все материалы дела, суд отказал в удовлетворении исковых требований истицы. Признав полис поддельным, суд установил, что Московская страховая компания не имеет к нему никакого отношения, и она является ненадлежащим ответчиком.

После чего истица предъявила иск непосредственно к виновнику аварии. Решением суда с ответчика было взыскано 120 000 рублей. За управление транспортным средством без обязательной страховки виновнику ДТП был назначен штраф в размере 800 рублей.

Пример 2. Гражданин В. вынужден обратиться в суд с требованием о возмещении ему ущерба в результате ДТП, виновником которой оказался гражданин С. В ходе рассмотрения дела было установлено, что полис ОСАГО, имевшийся у виновника аварии, фальшивый. Гражданин С. представил суду данные о брокере, у которого им был приобретен данный полис, о поддельности которого он и не подозревал. Местонахождение брокера установить не удалось.

Страховая компания оказалась непричастной к данной подделке. Это было подтверждено проверками, а также информацией РСА о высоком рейтинге страховщика. Поэтому вся ответственность была возложена на гражданина С. как на виновника аварии, которому пришлось восстанавливать поврежденный автомобиль за счет собственных средств.

Чтобы не оказаться в подобных ситуациях, будьте внимательны при оформлении полисов ОСАГО.

Ссылка на основную публикацию