Какими признаками характеризуется авария - Evacuator-Anapa.ru

Какими признаками характеризуется авария

Какими признаками характеризуется авария

Понятие общей аварии и ее признаки

Общая авария — юридический факт выражающийся в убытках, понесенных вследствие произведенных намеренно или разумно чрезвычайных расходах и пожертвованиях в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности.

Сущность общей аварии заключается в том, что для сохранения целого (судна, груза) приносится в жертву часть этого целого или производятся расходы, цель которых спасти имущество от угрожающей ему опасности, то есть осущ действия, устраняющие опасность в обоюдных интересах судна, груза и фрахта. В том случае, если предпринятые меры были успешными, все понесенные при этом убытки подлежат возмещения на пропорциональной основе между всеми сторонами предприятия, включая стороны, чьи интересы были затронуты наступлением убытков в первую очередь.

Общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом пропорционально их стоимости.

Может иметь место при совокупности след признаков:

1. Наличие общей опасности для судна, груза и фрахта (обуславливается реальностью и серьезностью)

2. Намеренный характер расходов и пожертвований (убыток должен быть нанесен намеренно, а не явившись следствием случайных причин)

3. Разумный характер расходов и пожертвований (причиненные убытки или понесенные расходы должны оправдываться сложившийся ситуацией)

4. Чрезвычайных расходов и пожертвований (должны быть чрезвычайными, то есть такими, которые обычно не возникают в обстановке нормального судоходства и при нормальных условиях)

К типичным случаям общей аварии можно отнести:

1. Выбрасывание в море груза или принадлежностей судна

2. Тушение пожара на борту судна

3. Преднамеренная посадка судна на мель

4. Заход в порт убежище и тд

Арест мор/судна

С 16 мая 2012г. В Украине вступила в силу международная конвенция «Об унификации некоторых правил» касающихся наложения ареста на морские суда 1952г., известная как Брюссельская конвенция

Арест судна — это любое задержание судна или ограничение его перемещения, которое осущ для обеспечения морских требований во время нахождения судна в морском порту Украины.

Основаниями для ареста судна являются морские требования .

Морское требование — это требование, возникшее из права собственности и иных имущественных прав на судна, строительство судна, управления, эксплуатацию или коммерческое использование судна и тд.

Лекция 10

Морское требование — это требование, возникшее из права собственности и иных имущественных прав на судна, строительство судна, управления, эксплуатацию или коммерческое использование судна и тд.

Морские требования могут возникать в связи с:

1. Причинением ущерба в результате утраты или повреждения имущества, в связи с эксплуатацией судна

2. Причинением вреда окруж природной среде

3. Любым договором перевозки груза и пассажира

4. Лоцманской проводкой и уплатой лоцманских сборов

5. С любым спором о праве собственности или владения судна

Для обеспечения морских требований конвенция позволяет накладывать на территории Украины арест на судно как под украинским флагом, так и под флагом др государств

Конвенцией предусмотрено 17 видов мор/требований, которые могут являться основанием для ареста судна. Заявление об аресте судна для обеспечения мор/требования может быть передано в суд по месту нахождения мор/порта Украины, в котором находится судно, или порта регистрации судна. (Украина вступила в конвенцию под одним условием: нельзя арестовывать суда, плавающие под государственным флагом. )

Морской порт — это определенная границами территория и акватория, оборудованная для обслуж судов и пассажиров, проведения грузовых, транспортных и экспедиционных работ, а так же иных связанных с этим видов хозяйственной деятельности.

Руководство мор/портом осущ руководитель администрации мор/порта(начальник мор порта, который назнач на должность и освобождается с должности центральным органом исполнительной власти по представлению главы администрации мор/портов Украины)

Государственный надзор за безопасностью мореплавания в мор порте, на подходах к нему, а так же в его акватории осущ капитаном мор порта.

К функциям капитана мор порта принадлежат:

1. Государственный надзор за соблюдением государства и правил мореплавания, а так же международных договоров Украины, касающихся мореплавания

2. Рассмотрение дел об административных правоотношениях и наложение административных взысканий

3. Регистрация судов в государственном судовом реестре Украины, судовой книге и выдача судовых документов, если иное не предусмотрено законодательством

4. Надзор над соблюдением требований по предотвращению загрязнений окруж природной среды

5. Надзор и контроль за предприятиями, которые предоставляют лоцманские услуги и СРДС (служба регулирования движения судов) в приделах акватории порта

6. Учет и расследование мор/аварийных происшествий

7. Руководство службой капитана мор/порта

Обязательные функции мор/порта:

1. Обеспечение безопасного движ в портовых водах, безопасной стоянки и обработки судов

2. Поддержание в исправном состоянии гидротехнических сооружений, средств связи и электро-радио навигации, находящихся во владении порта

3. Контроль и поддержание заявленных глубин

4. Определение районов обязательного использования буксиров и тд

Понятия чрезвычайной ситуации, катастрофы и аварии

Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы, характер и стадии развития, свои возможности воздействия на человека и среду его обитания.

Знание причины возникновения ЧС, позволяет принять соответствующие меры за­щиты и предотвратить или хотя бы ослабить силу их разрушительного воздействия, более конкретно и действительно осуществить меры по ликвидации последствий, определить правильное поведение населения в конкретной обстановке.

Что же представляет собой ЧС? В словаре русского языка С.Н. Ожегова слово «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой превосходящий все», такие ситуации действительно часто встречаются в жизни человека. Но события, которые воспринимаются как чрезвычайные отдельным человеком или группой людей, не всегда являются таковыми для всего общества или государства. Поэтому необходимо уточнить само понятие ЧС.

В теории БЖД ЧС – совокупность событий, результат которых характеризуются одним или несколькими из следующих признаков:

а) опасность для жизни и здоровья значительного числа людей,

б) существенное нарушение экологического равновесия в районе ЧС,

в) выход из строя систем жизнеобеспечения и управления, полное или частичное прекращение хозяйственной деятельности,

г) значительный материальный и экономический ущерб,

д) необходимость привлечение больших, как правило, внешних по отношению к району ЧС, сил и средств для спасения людей и ликвидации последствий,

е) психологический дискомфорт для больших групп людей.

Таким образом, ЧС можно определить как:

«ЧС – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате последствий опасного природного, техногенного, военного происшествия или социального бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Исходя из определения, ЧС представляет совокупность событий, характеризуемых одним или несколькими из следующих признаков (ГОСТ Р 22.0.02-94):

— наличие источника ЧС;

— угроза здоровью и жизни людей;

— нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей;

— нанесение ущерба (имуществу людей, объектам экономики и окружающей природной среде);

— масштабы последствий (объект, территория, акватория).

Примерами значительных ЧС являются: аварии на ЧАЭС (1986г.), заводе «Азот» г. Ионава (Литва) в 1988г., людские потери и материальный ущерб в ходе войны в Ираке. В случае диверсии на Назранской ГЭС в Таджикистане (подрыв плотины) это может привести к затоплению 13 страны.

В развитии ЧС необходимо выделить четыре стадии:

I стадия – формирование условий, накопление дефектов, появление негативных процессов в коллективах, ослабление безопасных связей в системе «человек-среда», т. е. стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия.

II стадия – инициирование ЧС.

III стадия – осуществление ЧС(развитие ее в пространстве и во времени).

IV стадия – затухание ЧС(период от локализации ЧС до ликвидации ее прямых или косвенных последствий). Продолжительность годы, а то и десятилетия. Например, авария на ЧАЭС.

Источником ЧС является опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.

К опасным техногенным происшествиям следует отнести аварии, катастрофы.

Авария – это происшествие, происходящее по техногенным причинам, а также из-за случайных внешних воздействий и приводящих к разрушению технических устройств и сооружений.

Катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью людей, или уничтожение материальных ценностей в значительных размерах.

Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

К опасным природным происшествиям следует отнести стихийные бедствия или бедствия природно-антропогенного характера, проявляемые в различных сферах (литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере).

Стихийное бедствие – это разрушительное природное или антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей среды.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) – чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания экономику или генофонд.

К опасным военным происшествиям относятся террористические диверсии, взрывы и пожары на военных складах оружия и боеприпасов, аварии на военных объектах с выбросом радиоактивных веществ, АХОВ и других токсических веществ в окружающую природную среду, борьба с вооруженными бандформированиями в мирное время. В военное время – последствия применения в ходе боевых действий ОМП или обычных средств по населенным пунктам, жизненно важным объектам экономики, воздействия на окружающую природную среду.

К социальным бедствиям относятся: снижение жизненного уровня у значительного числа населения страны, ухудшение криминальной обстановки, превышение смертности над рождаемостью, рост безработицы с одновременным сокращением производства в отдельных регионах, террористические акты на почве межнациональных и религиозных конфликтов.

3.2 Классификация чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Читайте также:  Проверить машину на техосмотр по базе

В разных источниках приводится различная классификация ЧС. Наиболее объемлющей и поэтому приемлемой является классификация ЧС по следующим признакам (параметрам):

— по социальному характеру;

— по сфере возникновения;

— по ведомственной принадлежности;

— по основным причинам возникновения;

— по интенсивности протекания;

— по характеру поражающих факторов;

— по характеру воздействия;

— по характеру последствий.

Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить по социальному характеру на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным ЧС, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др.

Бесконфликтные ЧС могут быть классифицированы по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств. В частности, существуют классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС (природного, техногенного и экологического характера, по масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровню привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

В соответствии с ГОСТ Р. 22. 02.-94 в первую очередь различают ЧС по характеру источника и по масштабам.

По характеру источника выделяют следующие ЧС: природные, техногенные, биолого-социальные и военные.

Учитывая, что большинство из первых трех групп ЧС по своим последствиям оказывают непосредственное влияние на окружающую природную среду (ОПС), то по воздействию их на ОПС рассматривают экологические ЧС, которые в свою очередь подразделяются по сфере их проявления в литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере.

По масштабам определяют следующие ЧС: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные (национальные), глобальные.

В соответствии с Постановлением Правительства от 13. 09. 1996г. №1094 «О классификации ЧС природного и техногенного характера» по масштабам последствий все ЧС классифицируют следующим образом.

К локальной относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы территории объекта;

К местной относится ЧС, в результате которой пострадало до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100 до 300 человек, либо материальный ущерб свыше 1 тыс. до 5 тыс. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, района;

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности до 500 человек, материальный ущерб составляет 5 тыс., но не более 0,5 млн. МРОТ, зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ;

К региональнойотносится ЧС, в результате которой пострадало до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет 0,5 тыс., но не более 5 млн. МРОТ, зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ;

К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. МРОТ, зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ;

К глобальной относится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

К ЧС социального характера относятся:

межнациональные и религиозные конфликты;

превышение смертности над рождаемостью в стране;

сравнительно высокий уровень безработицы в отдельных регионах;

снижение жизненного уровня меньше прожиточного у более 30% населения страны.

ЧС военного характера в первую очередь подразделяют по временным периодам их осуществления на мирного и военного времени.

К ЧС военного времени относятся применение различных средств нападения и последствия, вызываемые ими на окружающую природную среду и системы жизнеобеспечения.

Они могут классифицироваться как:

1. По средствам применения: оружие массового поражения(ОМП), обычные средства поражения, высокоточное оружие (ВТО), оружие базирующееся на новых физических принципах.

2. По масштабам распространения: локальные, региональные, континентальные, мировые.

3. По последствиям инициирования: техногенные, природные, экологические и социальные.

Военные ЧС мирного времени, как правило, рассматривают как ЧС военно-политического характера, к которым относят:

— несанкционированный ядерный удар из нейтральных вод судами не установленной принадлежности;

— аварийный сброс (потеря) ядерного боеприпаса с разрушением боевой части;

— вооруженное нападение на штабы, командные пункты, склады, воинские гарнизоны, диверсии, в том числе ядерный терроризм;

— волнения, выступления националистических групп, погромы, попытка захвата государственных и общественных учреждений.

ЧС мирного времени в общем случае могут классифицироваться:

1. По природе возникновения:

— конфликтные (экономические кризисы, национальные и религиозные конфликты, терроризм);

— бесконфликтные (техногенные, экологические и природного характера).

2. По причине возникновения:

— преднамеренные (социально-политические конфликты, диверсии);

— непреднамеренные (промышленные, транспортные, технологические ЧС);

— неизбежные (стихийные бедствия).

3. По объекту возникновения: техногенные, природные, антропогенные, социальные.

4. По масштабу распространения с учетом тяжести последствий: локальные, объектовые, местные, региональные и глобальные.

5. По скорости распространения опасности (степени внезапности):

— внезапные (взрывы, землетрясения, транспортные аварии и т.д.);

— быстро распространяющиеся (пожары, аварии на ХОО, плотинах);

— умеренные (выброс РВ, извержения вулканов, паводки, наводнения);

— плавные (аварии на промышленных очистных сооружениях, засуха, эпидемии, экологические ЧС).

ЧС экологического характера делятся по сфере возникновения на:

— ЧС, связанные с изменениями состояния суши (почва, недра, ландшафт);

— ЧС, связанные с изменением состава и свойства атмосферы (резкое изменение погоды или климата, кислотные осадки и т. д.);

— ЧС, связанные с изменением гидросферы (нехватка питьевой воды, истощение водных ресурсов и т. д.;

— ЧС, связанные с изменением состояния биосферы (исчезновение видов животного и растительного мира, массовая гибель животных и т.д.).

Отдельно следует рассматривать ЧС военно-политического характера в мирное время:

— несанкционированный ядерный удар из нейтральных вод судами не установленной принадлежности;

— аварийный сброс (потеря) ядерного боеприпаса с разрушением боевой части;

— вооруженное нападение на штабы, командные пункты, склады, воинские гарнизоны, диверсии, в том числе ядерный терроризм;

— волнения, выступления националистических групп, погромы, попытка захвата государственных и общественных учреждений.

В целом по опасности возникновения и масштабам последствий ЧС можно рассматривать в такой последовательности:

1. — аварии на АЭС и других радиационно-опасных объектах (РОО);

2. — аварии на химически опасных объектах (ХОО);

3. — аварии на биологически опасных объектах;

4. — пожары, взрывы на объектах и транспортных коммуникациях;

Определение понятий: авария, катастрофа, стихийное бедствие, их классификация и характеристика

Во время проведения мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф, и стихийных бедствий, а также при выполнении расчетов по действиям в чрезвычайных ситуациях необходим единый подход в области знаний о происхождении, развитии ЧС, их основных характеристик и способов защиты. Классификация ЧС является фундаментом этих знаний и позволяет системно охватить всю предметную область, включающую в себя структуру, основные признаки, термины и определения, методологию анализа ЧС.

В России продолжает сохраняться тенденция ежегодного роста числа ЧС. Растет ущерб от этих происшествий. Основными причинами сохранения и усугубления значительной природной опасности являются:

— увеличение антропогенного воздействия на окружающую среду, провоцирующего или усиливающего негативные последствия опасных природных явлений;

— изменение некоторых параметров биосферы, атмосферы, гидросферы и суши;

— нерациональное размещение объектов хозяйственной деятельности и расселение людей в зонах потенциальной природной опасности;

— недостаточная эффективность, неразвитость или отсутствие систем мониторинга окружающей природной среды, ослабление государственных систем наблюдения за вулканическими, сейсмическими, экзогенными процессами, гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями;

— низкая достоверность прогнозирования опасных природных явлений, отсутствие теоретической или практической возможности прогнозировать некоторые из них;

— отсутствие или плохое состояние гидротехнических, противооползневых и других защитных сооружений, а также защитных лесонасаждений;

— недостаточные объемы и низкие темпы сейсмостойкого строительства, укрепления зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;

— свертывание мероприятий, проводящихся для снижения накапливающегося угрожающего потенциала некоторых опасных природных явлений (предупреждение градобитий, предупредительный спуск лавин и т.д.);

— снижение активности специализированных государственных служб по проведению санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-эпизоотических и других профилактических мероприятий в области инфекционной заболеваемости и распространения вредителей;

— незавершенность и недостаточная детализация районирования территории страны по критериям природной опасности, отсутствие или недостаточность кадастров потенциально опасных районов (регулярно затапливаемых, особо сейсмоопасных, селеопасных, лавиноопасных, оползневых, карстовых, цунамиопасных и т.д.).

Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария — опасное происшествие на промышленном объекте или на транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению производственных помещений и сооружений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде. (Химическая авария – это неуправляемый выброс опасных химических веществ, оказывающих отрицательное воздействие на человека и окружающую среду.)

Катастрофа — крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среде.

Стихийное бедствие – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате воздействия неблагоприятного природного явления (землетрясение, наводнение, тайфун, извержение вулкана, засуха, опустынивание, массовое размножение вредителей и т.п.), которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

Опасность ЧС – состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника ЧС на население, объекты экономики и окружающую природную среду в зоне ЧС.

Все чрезвычайные ситуации принято классифицировать по нескольким признакам.

По масштабу:

— локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее «зона чрезвычайной ситуации»), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее количество пострадавших),с оставляет не более 10 человек, либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее – размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

Читайте также:  Какой марки зимние шины лучше выбрать

— муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города Федерального значения, при этом количество пострадавших, составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера;

— межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города Федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших, составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

— регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

— межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей

По общему характеру источников возникновения:

-чрезвычайные ситуации природного характера;

-чрезвычайные ситуации техногенного характера;

-чрезвычайные ситуации экологического характера;

-чрезвычайные ситуации биолого-социального характера.

По характеру последствий:

-ЧС с материальным ущербом;

-ЧС с человеческими жертвами;

-ЧС с нарушениями условий жизнедеятельности.

По характеру поражающих факторов:

Основные типы аварий по объективному признаку и в зависимости от природы

По объектовому признаку и в зависимости от природы происхождения аварии и катастрофы подразделяются на 10 типов:

  • — транспортные аварии и катастрофы;
  • — пожары, взрывы, угрозы взрывов;
  • — аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ;
  • — аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;
  • — аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;
  • — внезапное обрушение зданий, сооружений;
  • — аварии в электроэнергетических системах;
  • — аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;
  • — аварии на очистных сооружениях;
  • — гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).

Транспортные аварии и катастрофы. В современном производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями. Катастрофа — если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы она носит название — катастрофа. Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.

Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы, обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.

Пожары, взрывы, угрозы взрывов. Наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят:

  • — на промышленных объектах;
  • — на объектах добычи, хранения и переработки легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;
  • — на транспорте;
  • — в шахтах, горных выработках, метрополитенах;
  • — в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.

ПОЖАР — это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей. В России каждые 4-5 минут вспыхивает пожар и ежегодно погибает от пожаров около 12 тысяч человек.

Основными причинами пожара являются: неисправности в электрических сетях, нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т.п.).

Взрыв — это горение, сопровождающееся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию и распространению со сверхзвуковой скоростью взрывной ударной волны (с избыточным давлением более 5 кПа), оказывающей ударное механическое воздействие на окружающие предметы. Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна и осколочные поля, образуемые летящими обломками различного рода объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.

При угрозе взрыва прежде всего следует покинуть опасное место, предупредив об опасности окружающих. Сообщить о возможности взрыва в милицию. Если взрыв неизбежен, а убежать невозможно, необходимо лечь и прикрыть голову руками.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ. Аварийные ситуации с выбросом (угрозой выброса) опасных химических веществ возможны в процессе производства, транспортировки, хранения, переработки, а также при преднамеренном разрушении (повреждении) объектов с химической технологией, складов, мощных холодильников и водоочистных сооружений, газопроводов (продуктопроводов) и транспортных средств, обслуживающих эти объекты и отрасли промышленности.

Степень химической опасности объекта устанавливается исходя из доли населения, попадающего в зону возможного химического заражения при аварии на химически опасном объекте, от общей численности населения. Для объектов экономики установлены 4 степени химической опасности:

  • 1-я степень — в зону возможного химического заражения попадает свыше 75 тысяч человек;
  • 2-я степень — в зону возможного химического заражения попадает 40-75 тысяч человек;
  • 3-я степень — в зону возможного химического заражения попадает менее 40 тысяч человек;
  • 4-я степень — зону возможного химического заражения сильно действующие ядовитые вещества находится в пределах санитарно-защитной зоны объекта.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Воздействие радиации приводит к гибели живых организмов. В результате радиационного заражения развивается лучевая болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения связано с функционированием предприятий, и использующих радиоактивные материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ. Биологически опасные вещества БОВ — называют вещества, способные вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы и бактерии возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы, сибирской язвы и т.д.

Внезапное обрушение зданий, сооружений. Обрушение (разрушение) зданий, сооружений и инженерных сетей в мирное время обуславливается следующими причинами:

  • — воздействием природных факторов, приводящих к старению и коррозии материалов конструкций и снижению их физико-механических характеристик: воздушной среды, атмосферной влаги, грунтовых вод, засоленных и просадочных грунтов, отрицательной температуры воздуха, блуждающих токов в грунте, биологических факторов, вызывающих гниение древесины, и др.;
  • — стихийными бедствиями, вызывающим разрушение: ураганами, бурями, смерчами, цунами, ливнями, наводнениями, затоплениями, землетрясениями, оползнями, селевыми потоками, снежными обвалами и др.;
  • — проектно-производственными дефектами сооружений и технических систем: ошибками при изысканиях и проектировании, низким качеством выполнения строительных работ или строительных материалов и конструкций;
  • — воздействием технологических процессов на материалы и конструкции: дополнительных нагрузок, высоких температур, вибрации, окислителей, парогазовых и жидких агрессивных сред, минеральных масел и эмульсий;
  • — нарушением правил эксплуатации сооружений, технических систем и возникающими в результате этого пожарами, взрывами паров бензина, химических веществ, газа, самовозгораниями муки на мельничных комбинатах, пыли на зерновых элеваторах и др.

Аварии в электроэнергетических системах. Электротравма возникает при непосредственном или косвенном контакте человека с источником электроэнергии. Под влиянием тепла (джоулево тепло), образующегося при прохождении электрического тока по тканям тела, возникают ожоги. Электрический ток обычно вызывает глубокие ожоги. Все патологические нарушения, вызванные электротравмой, можно объяснить непосредственным воздействием электрического тока при прохождении его через ткани организма; побочными явлениями, вызываемыми при прохождении тока в окружающей среде вне организма. В результате непосредственного воздействия тока на организм возникают общие явления (расстройство деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и др.).

При оказании первой помощи пораженным необходимо быстро освободить пораженного от действия электрического тока, используя подручные средства (сухую палку, веревку, доску и др. или умело перерубив (перерезав) подходящий к нему провод лопатой или топором, отключив сеть и др. Оказывающий помощь в целях самозащиты должен обмотать руки прорезиненной материей, сухой тканью, надеть резиновые перчатки, встать на сухую доску, деревянный щит и т.п. Пораженного следует брать за те части одежды, которые не прилегают непосредственно к телу (подол платья, полы пиджака, плаща, пальто). Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения населения — электроэнергетических, канализационных системах, водопроводных и тепловых сетях редко сопровождаются гибелью людей, однако они создают существенные трудности жизнедеятельности, особенно в холодное время года.

Аварии на электроэнергетических системах могут привести к долговременным перерывам электроснабжения потребителей, обширных территорий, нарушению графиков движения общественного электротранспорта, поражению людей электрическим током. Аварии на канализационных системах способствуют массовому выбросу загрязняющих веществ и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки. Аварии в системах водоснабжения нарушают обеспечение населения водой или делают воду непригодной для питья. Аварии на тепловых сетях в зимнее время года приводят к невозможности проживания населения в не отапливаемых помещениях и его вынужденной эвакуации.

Аварии на очистных сооружениях. Две группы аварий

  • — На очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с выбросом более 10 тонн.
  • — На очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ

Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных веществ в окружающую среду естественно отрицательным воздействием на персонал.

Гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек). Гидродинамическая авария — это чрезвычайное событие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части, и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий. К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения (шлюзы). Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин) или воздействия человека (нанесения ударов ядерным или обычным оружием по гидротехническим сооружениям, крупным естественным плотинам диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.

Общая авария

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

  • знать содержание КТМ РФ по предмету изучения;
  • уметь определять квалифицировать признаки общей аварии по российскому законодательству;
  • владеть процедурой сбора доказательств и материалов.
Читайте также:  РСА проверка стоимости ОСАГО

Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей безопасности, в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии, – судна, фрахта и перевозимого судном груза.

Правила, относящиеся к общей аварии, применяются в случае, если принимаются меры по сохранению судов и их грузов, когда над ними нависла общая опасность. К такой ситуации могут применяться либо положения гл. XVI КТМ РФ, либо специально заключенное соглашение сторон. В последнем случае, а также в случаях неполноты подлежащего применению закона при определении рода аварии, размеров общеаварийных убытков и их распределении применяются Йорк-Антверпенские правила об общей аварии и другие международные обычаи торгового мореплавания.

По правилам КТМ РФ общая авария распределяется между судном, грузом и фрахтом соразмерно их стоимости во время и в месте окончания общего морского предприятия. Общее морское предприятие имеет место также в случае, если одно или несколько судов буксируют либо толкают другое судно или другие суда при условии, если они все участвуют в коммерческой деятельности, но не в спасательной операции.

Общей аварией признаются расходы:

  • а) на заход судна в порт или иное место убежища либо возвращение судна в порт или иное место погрузки груза;
  • б) связанные с выходом судна с первоначальным грузом или частью его из такого места вследствие несчастного случая или другого чрезвычайного обстоятельства, вызвавшего необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности;
  • в) заработную плату и довольствие членов экипажа судна, топливо и предметы снабжения, произведенные в связи с продлением рейса в результате захода судна в место убежища или возвращения его в место погрузки груза;
  • г) перемещение судна из места убежища, в которое судно зашло и в котором его ремонт не может быть проведен, в другой порт или другое место, в том числе расходы в связи с временным ремонтом судна, его буксировкой и удлинением рейса;
  • д) перемещение на борту судна, выгрузку либо обратную погрузку груза, топлива или предметов снабжения, произведенные ради общей безопасности в целях получения возможности устранить повреждения судна, вызванные несчастным случаем или другими чрезвычайными обстоятельствами, если устранение их необходимо для безопасного продолжения рейса; расходы на перемещение на борту судна груза, топлива или предметов снабжения либо выгрузку их не признаются общей аварией, если:
    • – произведены исключительно в целях переукладки груза, топлива или предметов снабжения, вызванной их смещением во время рейса, и такая переукладка проведена не ради общей безопасности;
    • – выявленная в месте погрузки груза необходимость ремонта судна вызвана его повреждениями, не связанными с каким-либо несчастным случаем или другими имевшими место во время данного рейса чрезвычайными обстоятельствами;
  • е) временный ремонт судна, проведенный в месте погрузки груза, месте захода судна или месте убежища судна ради общей безопасности либо для устранения повреждений, причиненных вследствие общеаварийных пожертвований;
  • ж) заработную плату и довольствие экипажа судна, вызванные задержкой судна в каком-либо порту или месте вследствие несчастного случая, пожертвования или другого чрезвычайного обстоятельства ради общей безопасности либо для устранения повреждений, причиненных таким несчастным случаем, пожертвованием или другим чрезвычайным обстоятельством, если такое устранение необходимо для безопасного продолжения рейса.

Общей аварией при наличии перечисленных выше признаков, в частности, признаются:

  • – расходы на спасание для ликвидации общей опасности;
  • – убытки, причиненные выбрасыванием груза за борт судна;
  • – убытки, причиненные судну или грузу вследствие пожертвования ради общей безопасности, в частности вследствие проникновения воды в трюм через открытые для выбрасывания груза люки или другие сделанные для этого отверстия;
  • – убытки, причиненные судну или грузу в связи с тушением пожара на судне, в том числе убытки от проведенного в этих целях выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна;
  • – убытки, причиненные судну или грузу намеренной посадкой судна на мель, независимо от того, могло ли судно быть вынесено на мель само;
  • – убытки, причиненные судну повреждением двигателей, других машин или котлов судна при снятии судна с мели;
  • – чрезвычайные расходы на облегчение находящегося на мели судна посредством перегрузки груза, топлива или предметов снабжения из судна на лихтеры, на найм лихтеров и на обратную их погрузку на судно, а также другие понесенные вследствие этого убытки;
  • – убытки от повреждения или гибели груза, топлива либо предметов снабжения;
  • – убытки от потери фрахта;
  • – убытки, вызываемые необходимостью ремонта судна расходы на сухой док, стапеля и перемещение судна;
  • – затраты, произведенные в целях получения средств, необходимых на общеаварийные расходы, посредством залога судна, продажи грузов или страхования кредита;
  • – любые дополнительные расходы, произведенные вместо других расходов, которые были бы отнесены к общей аварии (заменяющие расходы).

Расходы, вызванные мерами по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде, относятся к общей аварии, если они произведены во всех или в одном из следующих случаев:

  • – как часть операции, которая осуществлена ради общей безопасности, но которая, если бы она была предпринята стороной вне общего морского предприятия, давала бы этой стороне право на вознаграждение за спасение;
  • – при условии захода (задержки захода) судна в порт либо выхода судна из порта или иного места при обстоятельствах, относимых к общей аварии;
  • – в связи с выгрузкой, складированием или с обратной погрузкой груза, если расходы на указанные операции признаются общей аварией.

В случае если фактически имеет место утечка или слив загрязняющих веществ с судна, расходы, вызванные необходимыми в связи с этим дополнительными мерами по предотвращению или уменьшению ущерба окружающей среде, не признаются общей аварией.

Исходя из стоимости ремонта, исправления или замены того, что повреждено или утрачено, могут делаться скидки по форме «за новое вместо старого». Для применения скидок «за новое вместо старого» возраст судна исчисляется с 31 декабря года окончания его постройки до дня акта общей аварии. В отношении изоляции, спасательных и других шлюпок, средств связи, навигационных приборов и оборудования, машин и котлов судна учитывается их действительный возраст. В случае применения указанных скидок, если при ремонте судна, возраст которого не более 15 лет, старые материалы или части судна заменяются новыми, стоимость ремонта, относимая к общей аварии, уменьшается на 1/3 часть стоимости ремонта (за исключением стоимости временного ремонта судна, стоимости продовольствия, предметов снабжения, якорей и якорных цепей), расходов на очистку, окраску и покрытие корпуса судна (такие расходы при ремонте судна признаются общей аварией в размере 50% и при условии, если предшествующие окраска и покрытие корпуса имели место в последние 12 месяцев до акта общей аварии).

В случае если судно полностью погибло или даже не погибло, но расходы на его ремонт превысили бы стоимость судна после ремонта (полная конструктивная гибель), убытки, признаваемые общей аварией, составляют разницу между оценочной стоимостью судна в неповрежденном состоянии за вычетом из нее не относящейся к общей аварии стоимости устранения повреждений согласно смете и суммой чистой выручки, которую можно было бы получить от продажи того, что осталось от судна.

Относящиеся к общей аварии убытки от гибели или повреждения груза определяются в соответствии со стоимостью груза в момент его выгрузки, устанавливаемой на основании торгового счета, выставленного получателю, при отсутствии счета – на основании стоимости груза в момент его отгрузки.

Стоимость груза на момент его выгрузки включает в себя расходы на страхование и фрахт, если только фрахт не находится на риске грузовладельца.

В случае продажи поврежденного груза относящиеся к общей аварии убытки составляют разницу между стоимостью груза в неповрежденном состоянии, определяемую на основании торгового счета, и чистой выручкой от продажи груза.

Убытки от повреждения или гибели предметов, погруженных на судно без ведома судовладельца или его агентов, а также от повреждения или гибели грузов, которые намеренно сданы для их перевозки с неправильным наименованием, не признаются общей аварией. В случае если такое имущество спасено, его владельцы обязаны участвовать на общем основании во взносах по общей аварии.

Владельцы грузов, стоимость которых при сдаче их для перевозки объявлена ниже их действительной стоимости, участвуют во взносах по общей аварии в соответствии с действительной стоимостью грузов, но получают возмещение убытков только в соответствии с объявленной стоимостью грузов.

На сумму расходов, возмещаемых в порядке распределения общей аварии, за исключением заработной платы и довольствия членов экипажа судна, а также стоимости топлива и предметов снабжения, не замененных во время рейса судна, начисляется комиссия в размере 2%, которая также относится к общей аварии.

На сумму расходов и другие суммы, возмещаемые в порядке распределения общей аварии (убытки), начисляются 7% годовых в течение трех месяцев после даты составления диспаши. При этом должным образом учитываются платежи, произведенные за счет участвующих в покрытии общей аварии сторон или за счет депонированных для ее возмещения средств.

Убытки, не подпадающие под признаки общей аварии, признаются частной аварией. Кроме того, к частной аварии КТМ РФ относит:

  • 1) стоимость выброшенного за борт груза, перевозившегося на судне с нарушением правил и обычаев торгового мореплавания;
  • 2) убытки, причиненные в связи с тушением пожара на судне вследствие воздействия дыма или нагревания;
  • 3) убытки, причиненные обрубанием обломков или частей судна, ранее снесенных или фактически утраченных вследствие морской опасности;
  • 4) убытки, причиненные форсированием работы двигателей либо иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;
  • 5) любые убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и др.) (ст. 297 КТМ РФ).

Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом, и их несет тот, кто их потерпел, или тот, кто несет ответственность за их причинение.

Ссылка на основную публикацию