Последовательность действий при ДТП - Evacuator-Anapa.ru

Последовательность действий при ДТП

Последовательность действий при ДТП

Содержание

Что делать при ДТП: порядок действий

В 2018 году в России ГИБДД было зарегистрировано более 168 000 дорожно-транспортных происшествий. А число мелких аварий, участники которых решают конфликт без представителей органов правопорядка, подсчитать и вовсе не представляется возможным. Каждый водитель, даже самый аккуратный, ежедневно рискует попасть в ДТП и боится этого. Но за рулем будет куда спокойнее, если точно знать, как действовать в случае аварии.

Каждый день в России происходит около 450 ДТП

Мы подготовили для вас видео с короткой и понятной справкой о порядке действий при ДТП. А дальше подробно разберем, как вести себя, если вы стали участником аварии.

Первые действия в случае попадания в ДТП

Если вы попали в аварию, в первую очередь оцените обстановку и выполните следующие обязательные действия:

  1. Заглушите мотор.
  2. Включите стояночный тормоз.
  3. Включите аварийные сигналы.
  4. Установите знак аварийной остановки сзади автомобиля на расстоянии 15 метров, если находитесь в населенном пункте, и 30 метров, если авария произошла за пределами населенного пункта.

Установка аварийного знака – обязательное действие при ДТП

  1. Если есть пассажиры – опросите и осмотрите их на наличие травм.
  2. Подойдите к машине/машинам других участников ДТП, установите наличие в салоне пострадавших.
  3. Вместе со вторым водителем сфотографируйте место происшествия в разных ракурсах. Необходимо, чтобы по снимкам было легко понять, где находятся автомобили, какие повреждения ими получены. Фотографируйте так, чтобы в кадре были номера машин. Дополнительно можно провести видеосъемку.
  4. Если пострадавших нет, после фото/видеосъемки уберите автомобили с дороги, чтобы они не создавали препятствий другим участникам дорожного движения. Это требование является обязательным согласно пункту 2.6.1 ПДД РФ.

Дальнейшие действия зависят от того, какой вред причинен имуществу и участникам ДТП и как владельцы автомобилей договорились оформлять аварию.

Как быть, если виновник аварии скрылся с места ДТП?

Скрыться с места ДТП водитель может по разным причинам. Если авария серьезная, это обычно попытка избежать ответственности. Если же владельца машины рядом нет и повреждения незначительные, например, немного помят бампер или треснуло зеркало, виновник может не заметить их по невнимательности.

Если виновник ДТП скрылся, выполните все предусмотренные ПДД действия при аварии и как можно быстрее сообщите об инциденте в полицию или ГИБДД. Попытайтесь найти свидетелей и попросите у них контактные данные, чтобы они могли дать показания в вашу пользу. По возможности, запишите как можно больше подробностей о виновнике ДТП: марку, модель, цвет, госномер автомобиля, направление, в котором он скрылся и т. д.

Скрывшегося с места ДТП водителя ждет лишение прав на 1-1,5 года или арест на 15 суток

Что делать, если виноват?

Вы виноваты в ДТП? Не пытайтесь скрыться с места аварии, иначе рискуете лишиться прав или сесть за решетку на 15 суток, даже если нет пострадавших. Помните, что попытки избежать наказания обычно заканчиваются дополнительными штрафами, увеличением срока лишения свободы и другими неприятным последствиями.

Выполните все предусмотренные ПДД действия, в том числе по фиксации места ДТП. Если ущерб незначительный, попытайтесь договориться со вторым участником аварии об урегулировании конфликта без привлечения ГИБДД. Если есть пострадавшие или причинен серьезный ущерб чужому автомобилю, дождитесь представителей ГИБДД и страховой компании.

Чтобы понести наказание только за то, в чем вы действительно виноваты, следите, чтобы все обстоятельства аварии отражались в протоколе и других документах объективно, принимайте активное участие в экспертных действиях. При необходимости можете привлечь независимых экспертов. Обязательно запрашивайте копии всех документов, которые предъявляются пострадавшей стороной в страховую компанию или судебные органы.

Что делать, если у виновника нет ОСАГО?

В ч. 1 ст. 1064 ГК РФ и в ст.4 ФЗ № 337 от 28.11.2011 года говориться, что виновник ДТП обязан возместить ущерб, причиненный пострадавшему. Это правило действует и в случае отсутствия у него полиса ОСАГО. Вы можете договориться с виновником аварии об оплате ремонта автомобиля в добровольном порядке или же обратиться для возмещения ущерба в судебные органы. Если виновник готов возместить ущерб добровольно, но нужной суммы у него при себе нет, как и возможности сразу перевести деньги вам на карту, не забудьте составить расписку.

Если у виновника аварии нет страховки, он все равно обязан возместить ущерб

Кстати, за езду без страховки или с просроченным полисом виновному в аварии водителю придется заплатить штраф в размере 800 рублей (ст. 12.37 КоАП РФ).

Оформление ДТП без пострадавших

ДТП, в которых нанесен ущерб только имуществу участников, оформляются двумя способами – без участия инспекторов ГИБДД и с их участием. Рассмотрим каждый вариант.

По европротоколу

С июля 2015 года большинство ДТП могут оформляться без участия инспектора ГИБДД. Участники аварии сам фиксируют ее факт и сообщают о ней в страховую компанию. На ближайший пост ГИБДД или в отделение полиции передается только извещение. Это так называемый «европротокол». ДТП по нему можно оформить, если:

  • участвует не более 2 автомобилей;
  • повреждено только имущество участников аварии;
  • не нанесен ущерб государственному имуществу;
  • у обоих участников оформлены полисы ОСАГО;
  • у участников аварии нет разногласий по поводу виноватой стороны, обстоятельств ДТП, размера ущерба.

Максимальная сумма возмещения ущерба по европротоколу – 100 000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге она увеличена до 400 000 рублей, если обстоятельства аварии зафиксированы с помощью специального приложения или системы ГЛОНАСС.

В течение 5 дней после оформления европротокола пострадавшей стороне необходимо обратиться в страховую компанию. Там потребуется предъявить извещение, заполнить заявление, пройти оценку повреждения авто и подписать акт.

Для получения страхового возмещения по европротоколу важно правильно заполнить извещение об автоаварии и составить схему ДТП

С участием ГИБДД

Если у участников аварии есть разногласия или ущерб автомобилям явно превышает установленные для европротокола суммы, то нужно вызывать на место ДТП инспектора ГИБДД. Представитель Госавтоинспекции проводит следующие действия:

  • осматривает место происшествия, при необходимости огораживает его;
  • если виновник аварии скрылся, выявляет направление его движения;
  • обеспечивает присутствие на месте происшествия водителей и свидетелей, если должна прибыть оперативная группа;
  • опрашивает свидетелей;
  • проводит замеры, составляет схему ДТП;
  • заполняет протокол;
  • предоставляет участникам ДТП возможность ознакомиться с протоколом.

Протокол подписывается участниками аварии только в том случае, если они согласны с его содержанием.

По итогам оформления ДТП нужно получить следующие документы:

  • Постановление об административном нарушении, если водитель нарушил ПДД.
  • Протокол ДТП со схемой аварии, перечнем механических повреждений ТС, показаниями участников и свидетелей.

Эти документы, а также извещение о страховом случае по форме страховой компании, передаются страховщику для получения компенсации по полисам ОСАГО или КАСКО. Они же необходимы для предоставления в судебные органы, если возмещение ущерба приходится требовать через суд.

Инспектора ГИБДД осматривают место ДТП и составляют его схему

При оформлении ДТП можно вызвать аварийного комиссара – независимого или от страховой компании. Но учтите, что специалист только помогает правильно оформить аварию, свидетелем он не является.

Оформление ДТП с пострадавшими

Если после ДТП вы обнаружили, что ваши пассажиры, водитель или пассажиры другого автомобиля получили травмы, необходимо выполнить следующие действия:

  • определить состояние пострадавших путем внешнего осмотра и опроса;
  • оказать первую помощь. Порядок действий можно найти в Памятке МЧС;
  • вызвать бригаду скорой помощи;
  • если пострадавший в критическом состоянии – организовать его срочную доставку в медицинское учреждение на своем транспорте или на проезжающем мимо автомобиле. В этом случае вы не будете считаться скрывшимся с места ДТП;
  • вызвать полицию, сообщив, что в ДТП есть пострадавший/пострадавшие;
  • дождаться приезда представителя Госавтоинспекции;
  • дать подробные пояснения по ДТП;
  • подписать протокол, предварительно ознакомившись с его содержанием. Если вы не согласны с протоколом и инспектор не вносит в него ваши замечания, не ставьте подпись.

Какая ответственность предусмотрена за невыполнение обязанностей в связи с ДТП?

Статьей 12.27 КоАП РФ устанавливаются меры наказания для граждан, которые не выполняют свои обязанности в связи с дорожно-транспортными происшествиями. Приводим их в таблице.

НарушениеМера наказания
Невыполнение предусмотренных ПДД обязанностей, связанных с ДТПШтраф в размере 1 000 рублей
Оставление места ДТП виновником аварии, если нет признаков уголовного преступленияЛишение права на управления автомобилем на 1-1,5 года или лишение свободы на 15 суток
Невыполнение требований о неупотреблении алкогольных, наркотических и психотропных веществ после ДТП до проведения освидетельствования/освобождения от освидетельствованияЛишение права на управления автомобилем на 1,5-2 года и штраф в размере 30 000 рублей

Ответственность за ДТП, в которых есть тяжело пострадавшие или погибшие люди, устанавливается Уголовным Кодексом РФ. Виновник такой аварии может получить наказание в виде принудительных работ или лишиться свободы на срок до 9 лет по статье 264 УК РФ.

Типичные ошибки при попадании в ДТП

Мы рассказали, что нужно делать при ДТП, а теперь перечислим, чего делать нельзя, если вы не хотите получить отказ в компенсации ущерба от страховой компании, нарваться на штрафы и другие наказания.

В состоянии стресса из-за аварии многие водители допускают следующие ошибки:

  1. Вносят некорректные данные в протокол, извещение о страховом случае и другие документы. Не торопитесь и несколько раз проверьте все сведения, включая дату рождения, госномер автомобиля и т. д.
  2. Забывают зафиксировать место ДТП на фото/видео или делают это неправильно.
  3. Неправильно или неполно заполняют форму европротокола. Обязательно пользуйтесь инструкцией по заполнению извещения, которая всегда к нему прилагается, вносите полные сведения в каждую графу документа. Уделяйте особенное внимание составлению схемы ДТП.
  4. Договариваются о добровольном возмещении ущерба без привлечения страховой компании и не составляют расписку.
  5. Подписывают протокол, не ознакомившись с его содержанием.
  6. На эмоциях совершают неосмотрительные действия – скрываются с места аварии, затевают драку с другими участниками ДТП и т. д. В этой ситуации обычное ДТП, которое можно было оформить без привлечения ГИБДД, нередко перерастает в уголовное дело.

Не поддавайтесь эмоциям, если попали в ДТП

Обезопасить себя от ДТП на 100% невозможно. Даже если вы откажетесь от личного транспорта, вы все равно можете стать участником аварии как пешеход или как пассажир автобуса или такси. Но все же, если соблюдать ПДД и не отвлекаться от дороги, шансов попасть в ДТП куда меньше. А чтобы точно знать, как вести себя в случае аварии, распечатайте и положите в бардачок короткую памятку или сохраните нашу статью в закладках браузера своего смартфона.

Видео

Что делать, если попал в аварию: порядок действий при ДТП

Согласно статистике, ежегодно в России происходит более 150 тысяч дорожно-транспортных происшествий различной степени тяжести, а значит от попадания в ДТП не застрахован ни один автомобилист.

Именно поэтому каждый водитель должен быть готов к худшему, и от его собранности будет зависеть дальнейшее развитие событий, особенно если авария случилась серьезной. Что же может потребоваться от автомобилиста в случае ДТП?

Не покидайте место происшествия

Попав в серьезное ДТП, некоторые водители находятся в состоянии шока и невольно или целенаправленно пытаются покинуть место аварии. По закону это делать запрещено, поэтому если вам не требуется срочная медицинская помощь, то нужно взять себя в руки и дождаться приезда гаишников.

Покидать место происшествия не стоит даже если авария произошла пустяковая, и никто из участников ДТП не пострадал. В подобных случаях дорожные полицейские могут объявиться далеко не сразу, а могут и вовсе не объявиться, попросив участников аварии зафиксировать ДТП и его последствия на фото или видео, а затем самостоятельно подъехать к ближайшему посту ДПС или подразделению ГИБДД.

Включите аварийные сигналы

Первым делом после ДТП от водителя требуется активировать аварийку. Этим действием автомобилист оповестит других участников движения об опасности, предоставив им возможность заранее сбросить скорость и безопасно объехать пострадавшую в аварии машину.

Также следует установить аварийный знак, причем в населенных пунктах разместить его нужно на расстоянии 15 метров от транспортного средства, а вне населенных пунктов — на расстоянии 30 метров.

Вызовите скорую / полицию, оповестите страховую компанию

Если в ДТП кто-то пострадал, то нужно сразу вызвать медиков и попробовать оказать первую помощь самостоятельно. В экстренных случаях пострадавших можно доставить в ближайшее лечебное учреждение на попутном транспорте.

Оповестить об аварии следует и сотрудников ГИБДД. Сделать этом можно по единому номеру вызова экстренных служб — «112», а затем дежурный звонок необходимо сделать и в свою страховую компанию.

Не стойте на проезжей части

Некоторые водители после ДТП сразу же выходят из машины и начинают звонить по телефону, при этом осматривая со стороны степень нанесенных автомобилю повреждений. Делать это на проезжей части не стоит, поскольку другие участники движения могут вовремя не заметить вышедшего на дорогу человека и сбить его.

Уберите автомобили с проезжей части

При небольших авариях пострадавшим в ДТП водителям необходимо как можно быстрее убрать свои машины с проезжей части, обеспечив другим участникам дорожного движения свободный проезд. Однако не стоит забывать, что перед тем как сделать это — следует зафиксировать место аварии на фото или видео.

Заметим, что снимать стоит не только пострадавшие в ДТП автомобили, но и место ЧП, а именно дорожные знаки, светофоры и разметку. В будущем по этим фотографиям водитель сможет нарисовать детальную схему аварии, плюс они пригодятся и при посещении страховой компании.

Не пытайтесь самостоятельно регулировать движение на месте ДТП

В случаях, когда убрать поврежденные автомобили с проезжей части не представляется возможным, некоторые участники аварии начинают самостоятельно регулировать движение на участке, полагая, что таким образом они помогают другим автомобилистам проехать место аварии, однако делать этого нельзя.

Регулировать движение имеют право лишь сотрудники дорожной инспекции, тогда как подобные действия со стороны водителей могут спровоцировать еще одну аварию.

Самостоятельное оформление ДТП

Если в аварии пострадало только два автомобиля, при этом сумма ущерба не превышает 100 000 рублей, то водители могут договориться друг с другом и оформить ДТП без вызова ГИБДД, при этом фиксация аварии происходит с помощью специального приложения для смартфона или системы ЭРА-Глонасс (при наличии оной).

Это называется «европротокол», при этом для Москвы и Санкт-Петербурга действуют расширенные возможности, согласно которым оформление ДТП без полицейских возможно даже при ущербе на сумму до 400 000 рублей и наличии разногласий между участниками аварии.

Участники аварии могут самостоятельно оформить ДТП, особенно если они оба торопятся продолжить движение и ждать полицию для них не вариант. Но если разговор не заладился или сумма ущерба превышает указанное значение, то без сотрудников ГИБДД здесь не обойтись.

Страховые данные

В ожидании сотрудников, попавшие в аварию водители могут обменяться информацией для страховой компанией, заполнив бланк-извещение о ДТП. Последний выдается вместе с полисом ОСАГО, при этом владельцы электронной страховки могут получить его в любой страховой компании или же распечатать самостоятельно, скачав из интернета.

У других участников ДТП нужно узнать ФИО, номера телефонов и номера полисов ОСАГО. Лучше всего будет сфотографировать удостоверения личности, однако далеко не все люди разрешат сделать это. Также стоит записать личные данные свидетелей аварии (если таковые имеются).

Побеседуйте с сотрудниками ГИБДД

Когда полицейские наконец-то приедут на место аварии, следует проявить активность и не допустить, чтобы инспектор ГИБДД оставался наедине с виновником аварии, так как последний вполне может переложить ответственность на вас.

Кроме того, не лишним будет продемонстрировать сотрудникам полученные в аварии повреждения и убедиться, чтобы все они были отмечены в протоколе. Если инспектор что-то упустил, то корректно поправьте его. Желательно, чтобы он также сделал пометку о возможном наличии скрытых повреждений.

Нарисуйте схему ДТП

При оформлении ДТП по европротоколу необходимо нарисовать схему аварии, однако последняя может пригодиться и в ряде других случаев. На данной схеме стоит не только изобразить попавшие в ДТП машины, но и нарисовать перекрестки, разметку и имеющиеся на участке дорожные знаки и светофоры.

Если вас незаконно признают виновником аварии, то детально нарисованная схема ДТП пригодится вам при общении со страховой компанией или в суде.

Отметьте погоду и состояние дороги

Для отчета гаишникам и сотрудникам страховой компании не лишним будет запомнить и погодные условия во время ДТП. Не исключено, что именно благодаря этой информации и будет выявлен истинный виновник аварии.

Помимо погоды, также стоит уделить внимание состоянию дорожного покрытия. Возможно, дорога на месте аварии находится в плохом состоянии (например, покрыта коркой льда или усеяна ямами и трещинами), а значит виновником ДТП могут оказаться и дорожные / коммунальные службы. По закону именно последние отвечают за качество дорожного полотна.

Не наговорите лишнего

Сразу после аварии участники ДТП нередко устраивают «разбор полетов». В столь стрессовой ситуации главное не наговорить лишнего, так как в последствии невольно брошенные вами словам могут быть обращены против вас.

К примеру, некоторые водители сразу же начинают обвинять в аварии одного из автомобилистов. Нередко последний «ломается» под давлением и признает свою вину, хотя на деле может оказаться, что он как раз не виновен.

Однако слово не воробей, и в дальнейшем подобное признание вины может сыграть против водителя во время разбора аварии, а также при оформлении выплаты в страховой компании.

Не хотите невольно быть признанным виновником аварии и остаться без страхового возмещения — не говорите лишнего и не поддавайтесь на провокации. Пусть зачинщика аварии выявляют те, кому это положено по должности.

Порой на месте аварии также образуются группы людей, дающих автомобилистам советы различной степени полезности. Впрочем, разговоров с не участниками ДТП водителям тоже лучше избегать.

Не платите денег и не подписывайте никаких бумаг

В последние годы на дорогах все чаще стали происходить автоподставы, когда недобросовестные автомобилисты имитируют аварию, а затем вынуждают другого водителя признать свою вину и на месте расплатиться за якобы нанесенные повреждения.

С этой схемой знакомы многие, однако с недавних пор на месте таких импровизированных ДТП также стали появляться посредники, предлагающие выкупить право требования страхового возмещения или «юристы».

Последние подсовывают попавшему в аварию водителю на подпись различные документы. Будучи растерянным после ДТП, автомобилист может невольно подписать одну из таких бумаг, тем самым дав свое согласие на предоставление различного рода услуг. Естественно, платных.

Не отказываетесь от медицинской помощи

После аварии участники ДТП нередко отказываются от медицинской помощи, не чувствуя боли из-за шока. Однако отсутствие болевых ощущений вовсе не означает, что с вами все в полном порядке.

Не исключено, что при столкновении была получена травма головы, а это уже серьезный риск здоровью и жизни, поэтому если медики предлагают вам проехать в больницу для более тщательного осмотра, то отказываться не стоит.

Порядок действий при ДТП по ОСАГО для виновника и пострадавшего в 2020 году

Даже неукоснительное соблюдение требований ПДД не дает 100% гарантии того, что водитель не попадет в ДТП, а потому следует знать, как себя вести при происшествии. Чтобы максимально упростить процесс получения выплаты от страховой компании, сразу после аварии необходимо придерживаться определенного алгоритма. В статье будут рассмотрены действия при ДТП по ОСАГО для виновника и потерпевшего, а также нюансы обращения в СК.

Алгоритм действий виновника аварии

В случае дорожно-транспортного происшествия виновнику аварии необходимо взять себя в руки и настроиться на контакт с сотрудниками ГИБДД. Чтобы упростить и ускорить процесс возмещения вреда потерпевшему, необходимо соблюдать следующий порядок действий.

  1. Не изменять местоположение автомобилей или их деталей. Включить на машинах аварийные огни и выставить аварийные знаки. В населенных пунктах указатели должны быть размещены на расстоянии 15 метров от места ДТП, за пределами города – в 30 метрах.
  2. Вызвать скорую помощь (при наличии пострадавших) и сотрудников ГИБДД.
  3. Зафиксировать на фото или видео расположение автомобилей после столкновения. Съемку следует производить в присутствии пострадавшего. На снимках/записях должны быть видны все повреждения автомобилей. Чтобы избежать дальнейших разногласий, особое внимание нужно уделить транспортному средству потерпевшего.
  4. Записать данные участников ДТП и очевидцев происшествия. Обменяться контактами.
  5. Сообщить потерпевшему данные своего полиса ОСАГО (номер документа, наименование страховщика) и получить у него аналогичную информацию.
  6. Заполнить извещение о ДТП для компании. Оно должно быть подписано всеми участниками аварии. Бланки обычно выдаются страховщиками при оформлении полиса.
  7. Проверить правильность и полноту заполнения документов о ДТП и получить их у инспектора ГИБДД.
  8. Уведомить о случившемся страховщика.

В п. 2.6.1 ПДД сказано, что если ТС, участвовавшие в аварии, затрудняют движение на дороге, то водители пострадавших машин должны освободить проезжую часть. Но перед этим необходимо зафиксировать расположение автомобилей и их деталей непосредственно после столкновения. Виновнику аварии не следует отказываться от прохождения медицинского освидетельствования.

Сотрудники ДПС, прибывшие на место, должны оформить и выдать сторонам необходимые документы. Если в результате происшествия пострадали только автомобили, составляют:

  • схему ДТП;
  • справку об аварии;
  • протокол об административном правонарушении.

При наличии пострадавших указанный комплект дополняется медицинской справкой.

В качестве наказания за это нарушение предусмотрено лишение водительского удостоверения на срок 1-1,5 года или арест на 15 суток. Также, если инициатор ДТП скроется с места аварии, СК получает право выступить с регрессным требованием по отношению к страхователю после проведения компенсационных выплат потерпевшему.

Оформление ДТП по Европротоколу

Статья 11.1 № 40–ФЗ позволяет оформить дорожно-транспортное происшествие без участия сотрудников инспекции. Для этого необходимо составить Европротокол. Согласно указанному нормативно-правовому акту зафиксировать ДТП без вызова ГИБДД можно при соблюдении определенных условий:

  • имеет место авария без пострадавших;
  • в ДТП участвовало только два ТС;
  • машина каждого водителя застрахована по ОСАГО;
  • повреждения, ответственность водителей и прочие обстоятельства происшествия не вызывают разногласия среди его участников;
  • размер ущерба не превышает 100 000 рублей.

Порядок оформления ДТП по Европротоколу:

  • остановить ТС, включить аварийные огни и выставить знаки;
  • составить схему ДТП;
  • зафиксировать расположение машин и их повреждения на фото или видеоаппаратуру;
  • освободить проезжую часть;
  • заполнить Европротокол.

После подписания извещения о ДТП водители могут разъехаться.

Если участники аварии приняли решение не обращаться в страховую компанию, а решить проблемы на месте, то виновнику ДТП необходимо получить расписку от потерпевшего об отсутствии претензий.

Что делать пострадавшему в аварии

После попадания в ДТП потерпевшему необходимо выполнить дополнительно несколько действий, кроме тех, что указаны выше для инициатора аварии:

  • убедиться лично в наличии полиса ОСАГО у виновной стороны;
  • проверить подлинность предоставленного документа (для этого нужно связаться со страховщиком виновника и назвать ему номер полиса).

Другие поступки пострадавшего должны быть направлены на сбор информации о ДТП. Рекомендуется вместе с виновником аварии заниматься поиском очевидцев, составлением схемы столкновения и прочими манипуляциями, которые помогут подробно описать происшествие.

Действия потерпевшего после оформления ДТП

Следующим шагом после правильного оформления происшествия является обращение в страховую компанию. Сделать это нужно не позднее 5 дней с момента ДТП. При оформлении Европротокола потерпевшему предоставляется такой же срок. Согласно ст. 12 № 40–ФЗ, для того чтобы получить страховку по ОСАГО, необходимо обратиться в компанию виновника аварии.

СК в течение 15 дней с момента приема полного комплекта документов должна произвести осмотр ТС и оценить причиненный ущерб. До этого момента нельзя начинать ремонт автомобиля. На осуществление компенсационных выплат страховщику отводится 20 рабочих дней после принятия соответствующего заявления.

Если потерпевший не согласен с результатами оценки повреждений, проведенной СК, он может заказать независимую экспертизу. При наличии расхождений следует предоставить ее результат компании. Если страховщик не признает результат независимой оценки, то пострадавшая сторона может урегулировать этот вопрос в суде.

Если потерпевший предоставил неполный комплект документов, то компания обязана в течение 3 дней (при отправлении почтой) или в день обращения (при личном посещении офиса) сообщить об этом пострадавшему и указать ему на недостающие бумаги.

По ОСАГО может быть возмещен не только вред здоровью и/или имуществу пострадавшего, но и сопутствующие расходы (например, на эвакуацию неисправного ТС, оплату независимой экспертизы).

Необходимые документы

Чтобы получить компенсацию вреда от страховщика, необходимо подготовить и передать ему следующий комплект документов:

  • заявление на возмещение ущерба (бланк можно получить у страховщика);
  • извещение о ДТП;
  • справку об аварии;
  • водительское удостоверение;
  • ПТС;
  • протокол об административном правонарушении или об отказе в возбуждении разбирательства;
  • результат независимой экспертизы ТС (при наличии);
  • квитанции, подтверждающие оплату услуг эвакуатора (при наличии);
  • чеки об оплате медицинских услуг, не входящих в программу ОМС (при наличии).

При подаче заявления на возмещение убытков потерпевшему следует знать, что на законодательном уровне определены максимально возможные размеры компенсаций. Если ущерб превышает это значение, то разницу можно требовать напрямую с виновника аварии.

Согласно ст. 7 № 40–ФЗ максимальный размер страховых выплат составляет:

  • 500 000 рублей при нанесении вреда жизни или здоровью;
  • 400 000 рублей при повреждении имущества.

«Автогражданка» защищает ответственность водителя по отношению к другим участникам дорожного движения. При наступлении страхового случая важно знать, как правильно вести себя при ДТП по ОСАГО. Это облегчает процедуру получения компенсации пострадавшим и снижает вероятность возникновения у компании регрессного требования к виновнику.

Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

Правила дорожного движения требуют от водителей неукоснительного выполнения предписаний порядка действий при ДТП.

Эта статья содержит подробные разъяснения нововведений, касающихся обязанностей водителей порядка и последовательности их действий при ДТП, из статьи вы узнаете о допустимых с точки зрения закона вариантах поведения водителей в зависимости от наступивших последствий.

Любое автопроисшествие, где бы оно ни произошло, неизменно создает помехи и затрудняет движение другим автомобилистам.

Количественный рост автотранспортных средств в России прямо пропорционален числу дорожно-транспортных происшествий.

В городах обычным явлением стали заторы и пробки, причиной которых являются дорожные автопроисшествия.

Многочасовые ожидания приезда сотрудников ДПС к местам ДТП делают участников дорожного движения невольными заложниками действующего порядка производства по делам о дорожных происшествиях.

Ведь каждая автоавария должна быть оформлена надлежащим образом.

В противном случае можно остаться не только без страховой выплаты, но и лишиться водительских прав.

Следуя путем реформ, законодатели в последнее время так часто вносят изменения в Правила дорожного движения, что уследить за ними большинству автолюбителей становится достаточно сложно.

Очередная серия поправок, касающаяся порядка действий водителей при ДТП, подготовлена Правительством РФ в постановлении от 6 сентября 2014 г. N 907. Вступление нововведений в действие установлено с 1 июля 2015 г.

Предлагаем ознакомиться с новой редакцией пунктов 2.5-2.6.1 ПДД РФ.

Скачать бесплатно и без регистрации:

Порядок и последовательность действий при ДТП с 01.07.2015 г.

Важность и значимость темы для каждого водителя подчеркивает необходимость детального исследования и изучения нововведений.

Наиболее спорные моменты, касающиеся нового порядка и последовательности действий при ДТП водителей автомототранспортных средств (АМТС), мы прокомментируем.

При любом происшествии водитель АМТС, причастный к нему, обязан исполнить предписания пункта 7.2 Правил дорожного движения РФ: включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 метров в населенных пунктах и 30 метров вне их.

При выборе расстояния при установки знака водителю следует учитывать условия обстановки на месте происшествия: интенсивность движения, состояние дорожного покрытия, видимость и прочее.

Основным критерием является обеспечение безопасности, как участников аварии, так и других лиц, находящихся на дороге.

ПДД РФ в пункте 2.5 запрещают перемещать на месте ДТП транспортные средства и другие предметы, относящиеся к событию дорожной аварии.

В числе первоочередных действий, как и прежде, остается вызов скорой помощи для пострадавших и сообщение о происшествии в полицию.

Неизменными в новой редакции остались требования к водителям при наличии пострадавших.

Вместе с тем, доставлять пострадавших теперь следует в ближайшую медицинскую организацию, а не лечебное учреждение.

Таким образом, достаточно доставить потерпевшего «до ближайшего врача», а не больницы (поликлиники), оставить установочные данные о себе и транспортном средстве и возвратиться к месту ДТП.

Требования абзаца 3 пункта 2.6 ПДД РФ изложены на первый взгляд достаточно ясно и понятно.

Однако их реализация на практике, по нашему мнению, будет приводить к тому, что участники происшествия в большинстве случаев, предстанут перед выбором или не исполнять предписаний вовсе, сохранив все доказательства на месте аварии в неизменном виде, или заниматься самостоятельно составлением схемы места происшествия в рамках требований Правил.

Причем, в первом случае, являясь причиной дорожного затора, участникам аварии грозит административная ответственность по части 1 статьи 12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а во втором вполне реально утратить доказательства из-за неправильно собранного материала.

Для того, чтобы исполнить требования о фиксации обстановки места дорожно-транспортного происшествия, необходима как минимум, практическая подготовка по составлению схемы ДТП и проведению осмотра места происшествия.

Практическую помощь и рекомендации вы можете получить на страницах нашего сайта.

Подробности читатйте в статьях:

Подавляющее число водителей не имеют специальных знаний и навыков для оформления ДТП, поэтому ошибок здесь, скорее всего не избежать.

В результате ДТП всегда возникает конфликт интересов виновного и пострадавшего.

Несмотря на это, законодатель не требует согласования действий между сторонами при ДТП.

Следует иметь в виду, что если у причинителя вреда возникнет умысел на устранение доказательств с целью избежать ответственности, то ему не составит труда это сделать.

Под видом исполнения требований абзаца 3 пункта 2.6 ПДД РФ достаточно «для приличия» сфотографировать поврежденные автомобили, что-нибудь и как-нибудь нарисовать и убрать свое транспортное средство с дороги.

В дальнейшем восстановить картину места происшествия будет не возможно и вопрос о виновности в совершении дорожного происшествия останется открытым.

Такой исход дела выгоден в первую очередь виновнику аварии.

Да и сотрудник ГИБДД не в накладе, так как место происшествия он не осматривал, схему не составлял, то и спросить с него будет нечего.

Существенным недостатком нового порядка, на наш взгляд, является ничем не оправданное устранение от процедуры фиксации обстоятельств и картины происшествия свидетелей.

Новая редакция пункта 2.6 ПДД РФ не содержит требований к участию свидетелей (понятых) при фиксации обстановки места происшествия.

Тем не менее, мы настоятельно рекомендуем привлекать к осмотру места аварии и фиксации ее следов, не заинтересованных в исходе дела лиц.

Как и в предыдущей редакции Правил, водителю вменяется в обязанность к принятию всех возможных мер к сохранению доказательств и организации объезда места происшествия.

Что имеется в виду не ясно. О каких мерах идет речь и, каким образом организовать объезд, не имея полномочий по регулированию дорожным движением, остается загадкой.

Выполнение таких предписаний, на наш взгляд, сопряжено для участников происшествия в большинстве случаев с риском для жизни.

Одним из правильных требований, имеющих практическую целесообразность, является установление свидетелей происшествия и ожидание приезда сотрудников территориального подразделения ГИБДД.

Записав установочные и контактные данные очевидцев, участникам происшествия следует покинуть транспортные средства и до приезда сотрудников ДПС не выходить на проезжую часть дороги.

Дальнейшие порядок и последовательность действий сторон координируются указаниями должностного лица ГИБДД, производящего осмотр места происшествия.

Пункт 2.6.1 ПДД РФ определяет порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях без пострадавших.

Абзац 1 воспроизводит тот же самый перечень требований, что и абзац 3 пункта 2.6 ПДД РФ.

В дополнение к выше изложенному комментарию можно добавить, что закон не предусматривает обязательного требования к наличию у водителей средств видео-фото фиксации и измерительных приборов для составления схемы дорожного происшествия.

Не зафиксировав доказательства на месте аварии, вам нельзя освобождать проезжую часть от транспортных средств.

Именно такая позиция поможет участникам дорожной аварии избежать претензий со стороны сотрудников ГИБДД о не выполнении ими обязанностей водителя при ДТП.

Положения ПДД РФ, указанные в абзаце 2 пункта 2.6.1, в новой редакции вызывают не только недоумение, но и разочарование.

Неразумно предписывать участникам происшествия, между которыми имеются противоречия в оценке его причин и обстоятельств, действовать по указанию, полученному по телефону от сотрудника полиции.

Нетрудно догадаться каковы будут указания – оформляйте самостоятельно схему и приезжайте в подразделение ГИБДД.

А как быть с противоречиями в позициях водителей? Составлять одну или две схемы?

Какую схему примет за основу сотрудник полиции при производстве по делу?

Вопросы, на которые нет ответов.

Вся совокупность неблагоприятных последствий от исполнения предписанных Правилами действий при ДТП, ляжет тяжелым грузом на потерпевшего.

Виновнику такая ситуация помогает избежать ответственности, так как сотрудник ДПС при недостаточности или противоречивости доказательств, представленными сторонами, вынесет постановление о прекращении производства по делу в виду недоказанности обстоятельств.

Абзацы 4-6 пункта 2.6.1. применяются в ситуации, при которой у водителей отсутствуют какие-либо разногласия на месте аварии.

При этом Правила не обязывают стороны происшествия сообщать о нем в полицию.

В то же время, составив самостоятельно схему ДТП, стороны могут по обоюдному решению прибыть в подразделение ГИБДД, для оформления происшествия или при условиях предусмотренных законом заполнить бланк Европротокола.

Последний абзац пункта 2.6.1. наделяет водителей возможностью, при указанных в нем условиях, не оформлять никакие документы о дорожном происшествии.

Ключевым условием для применения названых положений ПДД РФ, является отсутствие ущерба для третьих лиц.

Рекомендации юристов о порядке действий при ДТП

О любом дорожно-транспортном происшествии сообщайте в полицию.

Отсутствие противоречий между водителями на месте происшествия не гарантирует в дальнейшем от их появления, поэтому, принимая решение о выборе порядка действий при ДТП и способа его оформления, оценивайте ситуацию критически.

Требуйте от других участников дорожного происшествия письменного закрепления согласительной оценки причин и обстоятельств аварии.

Не пытайтесь оформлять схему происшествия, не имея практических навыков.

Для сохранения следов аварии составьте черновик схемы с привлечением понятых и, не убирая транспортные средства с дороги, ожидайте прибытия уполномоченных сотрудников полиции.

При подозрительном поведении второго участника происшествия или иных сомнениях в перспективах развития ситуации, под любым предлогом добивайтесь приезда сотрудников ДПС к месту аварии и не предпринимайте самоуправных мер.

В заключение статьи настоятельно рекомендуем нашим читателям придерживаться установленного Правилами дорожного движения порядка действий при дорожно-транспортном происшествии, с учетом советов и комментариев наших юристов.

Что делать при ДТП. Алгоритм действий

К сожалению, вождение машины — это не только приятные эмоции. Ежегодно на российских дорогах происходит более 150 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Статистика неумолима: если вы активно пользуетесь автомобилем, рано или поздно вы попадёте в аварию. Аккуратность и хорошие водительские навыки, конечно, снижают риск, но не исключают его полностью: как говорится, не ты — так в тебя. И лучше заранее знать, как правильно действовать при ДТП, чтобы избежать ошибок.

Первые действия при ДТП

Как говорил старик Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие». Если вы попали в аварию, не нервничайте и не позволяйте эмоциям брать верх. Нередко из-за стресса водители делают глупости: например, просто уезжают (рефлекторная реакция — бегство от опасности). Ответственность за оставление места ДТП довольно суровая: лишение прав от года до полутора лет или административный арест до пятнадцати суток.

Также законом предусмотрена ответственность за употребление алкоголя после ДТП — такая же, как и за управление машиной в состоянии опьянения. Снимать стресс глотком горячительного, как иногда советуют «доброжелатели», запрещено до окончания всех формальностей, даже если вы не собираетесь садиться за руль после аварии. По тем же причинам воздержитесь и от лекарств, содержащих спирт.

При ДТП Правила дорожного движения предписывают водителю полностью остановить машину и заглушить двигатель, нажать кнопку аварийной сигнализации и выставить знак аварийной остановки. Далее, в зависимости от тяжести аварии, возможны варианты.

Два сценария: мелкое ДТП и серьёзное

Если вы попали в лёгкое «городское» ДТП, выйдите из машины и оглядитесь по сторонам в поисках очевидцев. Другие водители и пешеходы разбегутся по своим делам очень быстро, так что времени мало: попросите у людей, видевших момент аварии, номера телефонов и запишите их имена. В соседних автомобилях могут быть видеорегистраторы, заснявшие ДТП — возьмите контакты у их владельцев. Возможно, всё это не понадобится, но в спорной ситуации сторонние свидетельства очень помогут. А собрать их возможно лишь в первые минуты после аварии.

Если же ДТП серьёзное (сработали подушки безопасности), то очевидцы, вероятно, сами поспешат к вам на помощь. А вы будьте готовы ответить оператору системы «ЭРА-ГЛОНАСС», если она установлена в машине — звонок происходит автоматически при срабатывании подушек. Не отказывайтесь от вызова экстренных служб: в первые секунды вы можете неверно оценить ситуацию, решив, что помощь вам не требуется, о чём пожалеете впоследствии.

Если модуль «ЭРА-ГЛОНАСС» не сработал автоматически, вы можете вызвать помощь вручную с помощью экстренной кнопки SOS.

Убедитесь, что в ДТП нет пострадавших. Автомобиль, каким бы он ни был дорогим и любимым, вторичен по сравнению со здоровьем и жизнями людей. Не нужно начинать разглядывать повреждения железа — вместо этого проверьте, как себя чувствуют люди.

Первая помощь пострадавшим в ДТП

Если в ДТП есть пострадавшие — не медлите, скорее вызывайте медиков. Многие, особенно в стрессовой ситуации, пытаются набирать знакомый с детства номер 03. Запомните: с мобильного телефона скорая помощь в России вызывается по номеру 103 или 112. Если вы не можете позвонить самостоятельно (например, вы тоже пострадали, или телефон разбился при ударе), попросите кого-то из окружающих сделать это.

Как оказать пострадавшим первую доврачебную помощь? Вот мнение Алексея Водовозова, врача-терапевта высшей категории и научного журналиста:

Главный принцип доврачебной помощи: не навреди. Если вы не медик и не знакомы с техникой оказания первой помощи, не пытайтесь активно помогать пострадавшим: велик риск сделать только хуже. Особенно это касается силового вызволения из машины людей с переломами — этим должны заниматься только профессиональные спасатели.

С менее серьёзными травмами, характерными для автомобильных аварий (рассечениями, порезами от стёкол) можно справиться своими силами с помощью штатной автомобильной аптечки.

Как выставить аварийный знак

Очень важно сделать место ДТП заметным для других водителей: массовые аварии, к которым в процессе добавляются всё новые участники — не редкость.

Бортовую аварийную сигнализацию (мигающие «поворотники») мы включили сразу — кстати, убедитесь, что ваш визави тоже сделал это. Теперь нужно выставить на дороге аварийный знак, который обязательно должен быть в каждой машине. В населённом пункте знак нужно установить на расстоянии 15 метров (18–20 шагов) от автомобиля. При ДТП на трассе — 30 метров (37–40 шагов).

Выставляйте знак аварийной остановки в любом случае, даже если кажется, что в этом нет необходимости (например, вы столкнулись на парковке и никому не мешаете). Прибывшие на вызов сотрудники ГИБДД первым делом оштрафуют вас за отсутствие знака, и лишь затем приступят к оформлению ДТП.

Если авария произошла ночью или в тумане — сделайте всё, чтобы стать более заметными. Наденьте светоотражающий жилет, зажгите фальшфейер. И не стойте на дороге: отойдите на безопасное расстояние или оставайтесь в машине, пристегнув ремни.

Оценка ситуации

После того, как выполнены все обязательные процедуры, описанные выше, самое время оценить повреждения машин. Если из них вытекают горючие жидкости — заранее достаньте из багажника огнетушитель и вызывайте пожарных: даже если возгорания нет, огнеборцам предстоит смыть с асфальта горючее топливо и масло. А чтобы точно не пришлось ничего тушить, обесточьте машины, сняв клеммы с аккумуляторов. И, разумеется, не курите вблизи места ДТП.

В процессе оценки потерь поговорите с вашим визави. Не предъявляйте претензий и избегайте конфликтов: в стрессовой ситуации многие люди действуют неадекватно — учитывайте это. Милейший в обычных условиях человек под действием адреналина может вести себя агрессивно и не воспринимать аргументы. Если диалог не складывается, не вступайте в разбирательства — запритесь в своей машине и вызывайте полицию.

Самостоятельное оформление ДТП («европротокол»)

Если столкнулись только две машины, нет пострадавших людей, и вы сошлись в оценке ситуации со вторым водителем (определились, кто из вас виноват) — вы можете оформить так называемый европротокол, не вызывая сотрудников автоинспекции. Но сперва убедитесь, что у обоих участников есть действующие страховые полисы ОСАГО, а автомобилями управляли вписанные в них люди.
На сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) есть несколько сервисов для онлайн-проверки полиса ОСАГО:

  1. Проверка наличия полиса ОСАГО по госномеру, VIN-номеру или номеру кузова автомобиля. Также по номеру удостоверения здесь можно проверить, вписан ли в полис конкретный водитель.
  2. Проверка застрахованного автомобиля по номеру полиса ОСАГО. Убедитесь, что вы попали в ДТП именно с этой машиной.
  3. Проверка срока действия полиса ОСАГО по его номеру.

Лишь удостоверившись, что страховка в порядке, можно приступать к заполнению бумаг.

Учитывайте, что лимит выплат по «европротоколу» при ДТП в 2019 году составляет 100 000 рублей (400 000 рублей в отдельных регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской области). Если вы не можете оценить стоимость ущерба на первый взгляд, или сомневаетесь, что уложитесь в 100 тысяч рублей при ремонте (не забывайте о возможных скрытых повреждениях) — вызывайте для оформления ДТП сотрудников дорожно-патрульной службы по номеру 102 или 112, чтобы рассчитывать на полную страховую выплату.

Существует способ самостоятельного оформления «европротокола» и при разногласиях между водителями. Для этого ДТП нужно зарегистрировать с помощью мобильного приложения от РСА «ДТП Европротокол» (доступно для iOS и Android). Но отзывы автомобилистов о работе приложения пока не очень восторженные, и при разногласиях надёжнее всё-таки вызвать сотрудников ГИБДД.

Заполнение извещения о ДТП

Для оформления «европротокола» оба водителя должны заполнить специальный документ — извещение о ДТП. Обычно его выдают в офисе страховой компании при продаже ОСАГО. Если вы получали полис онлайн, скачайте бланк извещения на сайте РСА. Распечатайте несколько копий с двух сторон и всегда возите с собой в машине.

Внимательно заполните два экземпляра извещения, не оставляя пустых граф. Отсутствие разногласий между водителями должно быть отмечено в соответствующем пункте. Также виновник должен собственноручно написать в примечаниях: «С повреждениями согласен, вину признаю». Без этой фразы в выплате могут отказать.

Если вы сомневаетесь, как правильно заполнить извещение о ДТП (что не редкость в стрессовой ситуации) — вызовите аварийного комиссара. Как правило, выезжают они бесплатно, но помощь в оформлении документов оказывают за деньги.

Нужно ли освобождать проезжую часть

Среди водителей распространено много домыслов, можно (и нужно) ли при ДТП освобождать проезжую часть, убирая машины к обочине. Многие трактуют любое движение транспортных средств как оставление места ДТП, что строго запрещено. Приведём дословно пункт 2.6.1 Правил дорожного движения:

«Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств».

Таким образом, освобождение проезжей части при создании помех движению — не только право, но и обязанность водителей. Но при соблюдении соответствующих условий и процедур: отсутствие пострадавших людей и фиксация положения автомобилей при аварии.

Памятка: порядок действий при ДТП

  1. Остановить машину, заглушить двигатель.
  2. Включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки. При необходимости (ночью, в тумане) надеть светоотражающий жилет и зажечь фальшфейер.
  3. Убедиться, что в ДТП не пострадали люди. При необходимости вызвать экстренные службы.
  4. Записать имена и телефоны очевидцев аварии.
  5. Оценить повреждения машин, обсудить ситуацию со вторым водителем.
  6. При ущербе до 100 000 рублей, отсутствии пострадавших людей и разногласий между водителями заполнить извещение о ДТП в рамках «европротокола» (предварительно проверив документы и полис ОСАГО второго водителя).
  7. При более крупном ущербе, наличии пострадавших или разногласий вызвать инспекторов ГИБДД.
  8. Предоставить извещение о ДТП в страховую компанию в течение 5 рабочих дней.

Что делать после ДТП

После оформления ДТП очень важно обратиться в страховую копанию в установленный законом срок — в течение 5 рабочих дней. Причём сделать это должен не только пострадавший водитель, претендующий на страховую выплату, но и виновник ДТП — если не хочет получить регрессный иск от страховщика. Оба водителя должны предоставить свои экземпляры совместно заполненного извещения о ДТП.

Также закон запрещает водителям, оформившим «европротокол», приступать к ремонту машины в течение 15 календарных дней без письменного согласия страховщика. Пострадавший автомобиль будет направлен на экспертизу в любом случае, но при возникновении сомнений страховая компания может осмотреть и автомобиль виновника.

В целом, дорожно-транспортное происшествие не является чем-то из ряда вон выходящим, особенно на российских дорогах. Будьте взаимно вежливыми, внимательно проверяйте и заполняйте документы, и самостоятельное оформление ДТП не составит проблемы.

Читайте также:  Информация о ДТП по гос номеру
Ссылка на основную публикацию