Где взять европротокол при ДТП? - Evacuator-Anapa.ru

Где взять европротокол при ДТП?

Где взять европротокол при ДТП?

Содержание

Где взять бланк для Европротокола при ДТП

Раньше сотрудников ГИБДД приходилось ждать после любой дорожной аварии. Сейчас ситуация изменилась: если ДТП «лёгкое», без пострадавших и значительных повреждений, водители могут разобраться с оформлением сами. Однако для этого им понадобится бланк Европротокола. Давайте разберёмся, где достать такой бланк и как он выглядит.

Как работает Европротокол

Оформление ДТП по Европротоколу – это установление факта и обстоятельств аварии без участия ГИБДД. Под самим Европротоколом понимается специальная форма Извещения о ДТП, которую заполняют оба водителя сразу после столкновения.

Европротокол удобен: не нужно вызывать автоинспекторов, дожидаться их приезда, рассказывать об аварии и следить за заполнением обычного протокола с другими бумагами. Водители могут просто заполнить бланк и разъехаться. Это займёт буквально 15 минут. Затем заполненный бланк можно передать в страховую, чтобы получить выплату за повреждения.

Закон позволяет оформить ДТП самостоятельно, если:

  • оба водителя единодушны в оценке аварии (не возникает споров о том, кто виновник);
  • у обоих есть действующие полисы ОСАГО;
  • пострадали только их машины;
  • не нанесён ущерб здоровью.

Важна и сумма ущерба. В Москве и СПб она не должна превышать 400 тыс. рублей, в регионах – 50 тыс. Если повреждения серьёзные – надо звонить в ГИБДД. Тем более, что страховые компании любят придираться к автомобилистам, заполнившим бланк самостоятельно. Есть риск, что при большой сумме ущерба получить компенсацию не удастся.

Повреждения ограничиваются слегка помятым бампером или разбитой фарой? Значит, можно смело использовать Европротокол.

Где взять Европротокол?

Бланк Европротокола выдают в страховой компании вместе с полисом ОСАГО или КАСКО. Он отпечатан на копирующей бумаге, что упрощает его заполнение: когда вы пишете на одном экземпляре, записи одновременно появляются на втором. Этот бланк страховщики должны выдавать «по умолчанию» — если вы приобрели полис, а Европротокола там нет, требуйте приложить его к комплекту документов по страховке. Каждый автомобилист-страхователь имеет на это полное право.

Есть ещё два важных момента:

  • получить бланк у страховщика можно даже после приобретения полиса;
  • его обязаны выдать в любом отделении вашей СК (страховой компании), а не только в том, где вы заключали договор страхования «автогражданки».

Если вы попали в аварию, а отделение вашей СК совсем рядом – можно просто зайти туда, попросить бланк, вернуться на место ДТП и заполнить его вместе с другим водителем. Для сотрудника СК выдать эту анкету – минутное дело.

Скачиваем и распечатываем бланк

Бланк – это всего лишь анкета установленной формы, в которую заносят информацию о ДТП. Хотя страховщики распечатывают его на копировочной бумаге, бланк на обычном листе для печати тоже подойдёт. Ни один страховщик не вправе предъявлять претензии по этому поводу.

Скачать бланк можно:

  • на сайте РСА (Российского союза автостраховщиков);
  • на официальном сайте любой страховой компании;
  • на сайтах страховых брокеров или других надёжных справочных сервисах.

Распечатайте его на обычном принтере и возите с собой.

Как вы знаете, полис ОСАГО сейчас тоже можно купить через интернет – страховщик присылает этот документ по электронной почте. Теоретически бланк Европротокола при онлайн-покупке тоже должны высылать на ваш почтовый ящик, но на практике так бывает не всегда. Ничего страшного: форма бланка только одна, поэтому нет риска скачать устаревшую версию. Если его не прислали, воспользуйтесь любым из перечисленных выше способов.

Небольшой совет: если вы решили скачать извещение, загрузите заодно образец его заполнения. Образец будет полезно распечатать и возить с собой, чтобы было, с чем свериться.

Оформление Европротокола при ДТП

Итак, бланк у вас на руках. Теперь главное – правильно его заполнить. Это важно, потому что из-за допущенных при оформлении нарушений страховая может отказать в выплате. Такое бывает, даже если нарушения незначительны.

  • Заполняйте бланк шариковой ручкой. Гелиевая может соскользнуть, оставить помарки и сделать неразборчивым то, что вы написали в какой-либо графе. Для страховой компании это отличный способ оспорить необходимость выплаты.
  • Бланк должны заполнять оба водителя. Для этого в нём предусмотрены соответствующие колонки. Нельзя записывать показания за другого участника ДТП, даже если он просит вас это сделать.
  • Оборотную сторону бланка каждый участник аварии тоже обязан заполнить самостоятельно.
  • После заполнения можно внести какие-либо дополнения. Однако их обязательно нужно заверить подписью обоих водителей.
  • Пустые графы оставлять нельзя, каждая из них важна. Если по каким-то пунктам никаких данных нет, поставьте прочерк на всю длину графы.

И обязательно дважды перечитайте написанное. Убедитесь, что ваши со вторым водителем показания совпадают. Оформление Европротокола при ДТП – дело ответственное, одна небольшая ошибка – и останетесь без компенсации. Если вы не уверены, что бланк заполнен правильно, лучше пожертвовать часом-другим времени и вызвать дорожных полицейских.

Страховщик примет заполненный бланк с другими документами в течение 5 дней после аварии. Не забудьте, что до проведения экспертизы повреждений ремонтировать автомобиль нельзя.

Подведём итоги

Скорее всего, бланк Европротокола у вас уже есть. Проверьте пакет документов, который вы получили в страховой компании при покупке ОСАГО. Помимо полиса, там должна быть брошюра с правилами страхования и тот самый бланк извещения о ДТП. Вы его сразу узнаете:

  • лицевая сторона бланка разделена на три колонки;
  • в той, что посередине, прописаны основные обстоятельства ДТП и оставлено место для схемы аварии;
  • в левой и правой колонках нужно указать личные данные водителей и сведения об автомобиле;
  • на бланках, выдаваемых в СК, обе крайние колонки выделены голубым цветом.

Европротокол – плохое решение, если за полученные в ДТП повреждения вы планируете получить выплату по КАСКО. Многие СК в своих правилах страхования обязуют водителей оформлять аварии только через ГИБДД. Если у вас есть КАСКО, ещё раз изучите условия договора – прописан ли там такой пункт?

Правила оформления ДТП по европротоколу

Европротокол – это документ, позволяющий оформить некоторые дорожно-транспортные происшествия в упрощенном порядке без вызова сотрудников ГИБДД. Официальное название европротокола – «Извещение о ДТП». Он был введен в обращение на территории России в июле 2015 года с целью разгрузить и без того загруженные дороги.

По статистике, значительная часть дорожно-транспортных происшествий обходится без тяжелых последствий, и большинство аварий оформляются лишь для того, чтобы получить компенсацию по страховке (ОСАГО или КАСКО).

Оформление ДТП по европротоколу не только предотвращает образование лишних пробок на дорогах, но и позволяет участникам столкновения сберечь свое время, а также избежать возможных штрафов за нарушение ПДД.

Но, несмотря на очевидные плюсы европротокола, многие автолюбители опасаются его заполнять самостоятельно и предпочитают дожидаться инспектора ГИБДД. Виною тому существование определенных условий, ведь не всякое ДТП можно оформить в упрощенном порядке.

В каких случаях возможно оформление европротокола при ДТП?

Если рассматривать практическую сторону вопроса, то желание водителей побыстрее закончить с формальностями и разъехаться по своим делам возникает в двух случаях:

  1. Когда повреждения минимальны и для получения страховки не требуется других справок.
  2. Ущерб незначителен (потертость или царапина) и участники ДТП не планируют обращаться в страховую компанию. Оформление европротокола в этом случае подтверждает, что у сторон нет претензий друг к другу.

С юридической же точки зрения положение дел обстоит несколько иначе. Согласно статье 1.11 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 существует ряд обязательных условий для оформления ДТП по европротоколу:

  • Отсутствие пострадавших, в том числе пешеходов и пассажиров.
  • Участие в ДТП не более двух транспортных средств, включая автомобили с прицепами.

Вопреки распространенной в сети информации, машина с прицепом в этом случае считается как одно транспортное средство.

  • Наличие у обоих водителей действующих полисов ОСАГО или «Зеленой карты» для иностранных авто.
  • Перечень повреждений, степень вины и другие обстоятельства аварии не вызывают разногласий.

Кроме этого, предполагаемые повреждения должны укладываться в ограничения по сумме страхового возмещения. Величина выплат устанавливается тем же законом:

  1. При оформлении ДТП без участия ГИБДД сумма возмещения не превышает 50 тыс. рублей.
  2. Если авария произошла на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и их областей, то максимальная величина выплат по страховке приравнивается к установленному пределу по ОСАГО, то есть 400 тыс. рублей.
Читайте также:  Мелкое ДТП во дворе что делать

Условием для применения последнего пункта будет фиксация обстоятельств ДТП с помощью фото- и видеосъемки, а также навигаторами, использующими GPS, ГЛОНАСС или другие глобальные спутниковые системы. Во всех остальных случаях европротокол не составляется и дорожно-транспортное происшествие оформляется в стандартном порядке.

Действия при ДТП до оформления европротокола

При попадании в дорожно-транспортное происшествие необходимо остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Перед оформлением европротокола следует придерживаться следующего порядка действий:

  • Прежде всего, необходимо убедиться, что при столкновении никто не пострадал, а в ДТП участвовало только две машины.
  • Затем выяснить намерения противоположной стороны относительно оформления происшествия и предложить составить европротокол.
  • В случае положительного ответа необходимо проверить, не закончился ли срок действия полисов ОСАГО обоих участников аварии.
  • После этого желательно подкрепить будущий европротокол фото- или видеоматериалами.

Рекомендуется сделать съемку общей панорамы (с привязкой к дорожным знакам или другим стационарным элементам), каждого автомобиля крупным планом (с номерами), места повреждений ТС, а также снять следы торможения и обломки деталей.

Хорошо если найдутся свидетели происшествия. Зафиксируйте их координаты и попросите дать письменные показания.

Как оформить европротокол при ДТП без вызова ГИБДД?

Убедившись в том, что ситуация не требует участия уполномоченных лиц, можно приступать к заполнению европротокола, выданного страховщиком при заключении договора ОСАГО.

Бланк состоит из двух листов, соединенных между собой. Во время заполнения лицевой стороны все внесенные данные копируются на второй экземпляр, после чего бланк разъединяется и оформляется обратная сторона документа.

Заполнение лицевой стороны европротокола

Разберем весь процесс заполнения Извещения по пунктам.

1. Место ДТП. Указывается наименование населенного пункта, улица и дом. Если авария случилась в загородной зоне, внесите название трассы и километр.

2. Дата ДТП. Здесь прописывается число и точное время столкновения. Перед заполнением согласуйте показания с другими участниками.

3. Количество поврежденных ТС. В поле третьего пункта вносится цифра 2, так как европротокол не предполагает участие большего числа транспортных средств.

4. Количество раненных и погибших. Здесь ставим прочерки. Любые телесные повреждения требуют присутствия ГИБДД.

5. Медицинское освидетельствование. В пятом пункте всегда отмечается «нет».

6. Ущерб, нанесенный другим ТС. Аналогично предыдущей графе ставим «нет», ведь в ДТП участвовали только 2 машины.

7. Свидетели ДТП. Здесь указываются данные очевидцев происшествия: ФИО, адрес и номер телефона.

8. Оформление сотрудниками ГИБДД. Европротокол составляется без участия уполномоченных лиц, поэтому отмечаем галочкой ответ «нет».

Далее следуют 2 колонки «А» и «В» для двух транспортных средств. Какое ТС вписывается первым не имеет значения.

9, 10, 11. Указанные пункты отражают информацию об автомобиле и его собственнике. Сюда вносятся данные из свидетельства о регистрации ТС. В п. 11 указывается ФИО водителя.

12. Страховщик. В этой строке прописывается наименование страховой компании, а чуть ниже вносятся сведения о действующем полисе ОСАГО.

13. Место первоначального удара. Отметьте стрелочкой область, куда пришелся первый удар.

14. Перечень поврежденных деталей. В этом пункте нужно перечислить список всех видимых повреждений и указать их характер (вмятина, скол, царапина и др.).

15. Замечания. Здесь прописывается виновен или нет участник столкновения.

16. Обстоятельства ДТП. В указанном поле водители отмечают события и детали, характеризующие момент происшествия. После внесения всех обстоятельств в итоговой графе укажите их суммарное значение. Следите за тем, чтобы каждый из участников заполнял именно свой столбик.

17. Схема ДТП. Этому пункту нужно уделить особое внимание. Схема должна отражать направление движения ТС, их расположение в момент столкновения и после него. Не забудьте указать наличие дорожных знаков, название улиц и номер ближайшего дома (смотрите пример на рисунке ниже).

18. Подписи водителей. Заполненное извещение подписывается обоими участниками дорожно-транспортного происшествия.

Заполнение обратной стороны европротокола

После разъединения бланка вторая страница европротокола заполняется самостоятельно каждым участником ДТП.

1. Транспортное средство. Здесь отмечается буква «А» или «В», которой обозначался автомобиль во время заполнения первой страницы европротокола.

2. Обстоятельства ДТП. Этот пункт предназначен для краткого описания аварии и событий, предшествующих ей. Поясните, как произошло столкновение с указанием даты, времени, места и номеров участвующих транспортных средств.

3. ТС находилось под управлением. Тут отмечается, кто был за рулем автомобиля в момент ДТП: владелец авто или другой человек.

4. 5. В указанных полях при оформлении европротокола ставится прочерк.

6. Может ли ТС передвигаться своим ходом. Отметьте возможность самостоятельного движения автомобиля или ее отсутствие.

7. Примечание. В этот пункт вносятся сведения о наличии фото- и видеоматериалов с места ДТП.

Завершая заполнение бланка европротокола, не забудьте поставить подпись (с расшифровкой) и дату заполнения документа.

Очень желательно не допускать ошибок, поскольку исправления могут стать причиной отказа в возмещении ущерба. По любым спорным вопросам не стесняйтесь беспокоить страховую компанию, оператор горячей линии подскажет, как правильно заполнить документ.

Что делать после оформления европротокола?

Заполненный европротокол вместе с заявлением о возмещении убытка направляют в офис страховщика в течение пяти рабочих дней. Будьте готовы к тому, что страховая компания может затребовать транспортное средство для проведения осмотра или независимой экспертизы. На выполнение этого условия также отводится не более 5 суток. При этом участники ДТП не имеют права самостоятельно ремонтировать автомобиль в течение 15 календарных дней.

Обращаясь за страховой выплатой по европротоколу нужно понимать, что получив возмещение, пострадавшая сторона больше не сможет предъявлять другие требования по этому же ДТП. Исключением является вред здоровью, о котором потерпевший не знал на момент подачи заявления. В таком случае он имеет право обратиться к страховщику виновника дорожно-транспортного происшествия.

В любом случае, перед обращением за компенсацией в страховую компанию, во избежание обмана и затягивания выплат со стороны страховщика, мы настоятельно рекомендуем проконсультироваться с опытным юристом.

Вместо заключения, заглянем немного вперед, в обозримое будущее, где нас ожидают некоторые изменения в части правил оформления европротокола.

С 1 октября 2019 года для получения страховки по ДТП, оформленным без участия уполномоченных лиц, к европротоколу в обязательном порядке должны прикладываться данные с места аварии, поясняющие обстоятельства происшествия.

В качестве указанных свидетельств могут использоваться фото- и видеоматериалы, а также съемка события средствами навигации, подключенными к системе ГЛОНАСС, GPS или другим глобальным спутниковым системам.

Остается только надеяться, что и сумма страхового возмещения будет также приравнена к максимальному лимиту по ОСАГО.

Видео: как оформить европротокол при ДТП

Европротокол при ДТП в 2019 году

Первоначально процедурой европротокола можно было воспользоваться в случае ДТП с участием двух автомобилей, без жертв и пострадавших. Максимальный ущерб был ограничен порогом в 25 000 рублей. Выбрать упрощенную процедуру водители могли только по взаимному согласию и при условии одинаковой оценки ситуации. Один из водителей должен был признать вину, а второй – с ним согласиться. И наконец, оба водителя должны были иметь действующую страховку ОСАГО.

Эти условия вызвали массу критики, как со стороны водителей, так и в экспертном сообществе.

Одной из основных причин страха перед европротоколом было опасение неверно оценить ущерб. На этом фоне низкая предельная сумма компенсации стала дополнительным фактором, вызывающим недоверие. Вдобавок, многие водители усмотрели в условиях европротокола богатую почву для мошенничества – от инсценировки ДТП для получения страховки, до намеренных ошибок в извещении. Эти опасения были справедливы: страховые компании и по сию пору используют любую неточность как повод затянуть рассмотрение дела или отказать в выплате. В результате количество случаев возмещения убытков по европротоколу, согласно статистике страховых компаний, не превышало 8 – 9% в период с 2009 по 2014 год.

В августе 2014 года на основе анализа применения европротокола в закон были введены некоторые поправки. Сумма выплаты по страховке была увеличена до 50 000 рублей. Кроме того, корректировке подверглась процедура оформления. В частности, как потерпевший, так и виновный в ДТП были обязаны отправить заполненный бланк извещения в свою страховую компанию до истечения 5 рабочих дней. Потерпевший в дополнение к извещению должен был отправить в свою компанию заявление на выплату страхового возмещения.

Одновременно изменилась процедура и для страховых компаний. Так, страховщик виновного получил право требовать проведения экспертизы в случае сомнений в справедливости требований потерпевшего. В свою очередь, каждый из участников ДТП был обязан предоставить автомобиль для проведения такой экспертизы в пятидневный срок. Аналогичные права получила и страховая компания потерпевшего. Чтобы обеспечить исполнение, участникам ДТП было запрещено ремонтировать или утилизировать автомобили в течение 15 рабочих дней после происшествия.

В том же 2014 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября N 1002 года «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» на территории Москвы, Московской Области, Санкт-Петербурга и Ленинградской Области был введен безлимитный европротокол. Его главное преимущество заключается в увеличенной до 400 000 рублей суммы страховой выплаты.

Читайте также:  Независимая оценка повреждений автомобиля после ДТП

При разработке новой процедуры был учтен риск мошенничества при значительном повышении суммы компенсации. Так, сбор доказательств был возложен на водителей. Главным инструментом контроля стали технические средства фиксации. Важное условие — для подтверждения факта и фиксации деталей ДТП могут использоваться только устройства, не позволяющие корректировать данные.

Эти условия введены с прицелом на повсеместное использование видеорегистраторов и навигаторов, подключенных к системе ГЛОНАСС или к иным глобальным спутниковым системам. Поскольку техническая база для обязательного внедрения таких устройств к тому моменту еще не была готова, новая процедура получила статус эксперимента со сроком действия до 01.01.2016.

Согласно процедуре безлимитного европротокола, при оформлении ДТП, кроме стандартного пакета документов, водитель для получения компенсации обязан предоставить страховщику электронный носитель с фото- и видеосъемкой места происшествия, выполненной в течение одного часа. Фотографии и видео должны содержать координаты места ДТП. При передаче носителя водитель обязан составить заявление об отсутствии корректировки. В переходный период разрешается использовать любые средства контроля, обеспечивающие съемку места аварии с регистрацией даты, времени и координат.

В ноябре 2017 года стало известно, что Правительство планирует разрешить оформлять ДТП по безлимитному европротоколу водителям автомобилей, оборудованных системой оперативного оповещения об авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

Согласно проекту Минтранса, потерпевший должен нажать на аварийную кнопку системы ЭРА-ГЛОНАСС в течение 10 минут после аварии. После этого телеметрические данные об обстоятельствах ДТП в автоматическом режиме попадают в базу страховой компании. Данные включают целый пакет информации, в том числе, координаты, скорость и ускорение автомобиля, силу удара в момент столкновения и многое другое. Три новых ГОСТа по методам фиксации ДТП уже вступили в силу с 1 января 2018 года. На основании данных, полученных от системы ЭРА-ГЛОНАСС, страховая компания будет принимать решение о выплате компенсации по процедуре безлимитного европротокола. Проект не отменяет необходимость заполнять стандартные бумажные извещения о ДТП.

В 2017 году Государственная Дума приняла законопроект, изменяющий правила оформления ДТП по европротоколу. По новым правилам водители могут воспользоваться упрощенной процедурой даже в том случае, если у них нет согласия по поводу виновника ДТП. Данные об аварии разрешается фиксировать при помощи специальных мобильных приложений, лицензированных РСА.

В мае 2018 года Центробанк, регулирующий правила ОСАГО, утвердил изменения, повышающие сумму компенсации по европротоколу с 50 000 до 100 000 рублей. Изменения вступят в силу с 1 июня и будут действовать для всех регионов, кроме тех, где действует режим безлимитного европротокола.

Чтобы реализовать возможность оформления по европротоколу без единого мнения участников по обстоятельствам аварии, необходимо зафиксировать их при помощи «технических средств контроля и иными устройствами». Кроме того, разногласия должны быть внесены в извещения о ДТП обоими участниками аварии. Под техническими средствами контроля подразумевается передача данных через систему ЭРА-ГЛОНАСС или через специальное мобильное приложение. Однако сложность в том, что далеко не все автомобили в нашей стране оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС. По данным на 2017 год их количество составляет около 1,2 миллиона. Кроме того, мобильного приложения, лицензированного Российским союзом автостраховщиков, пока не существует. Более того, РСА еще не сформулировал даже требования к этому приложению.

Правила оформления европротокола

Бланк извещения о ДТП состоит из двух частей. Разнимать части перед заполнением не нужно. Каждый участник может заполнить данные о себе и о своем автомобиле, или один из участников заполняет весь бланк. Удобнее всего заполнять бланк шариковой ручкой на твердой поверхности, чтобы копия на второй странице была четкой.

В пунктах с 1 по 3 необходимо указать место и время ДТП, и количество поврежденных автомобилей. По правилам европротокола их не может быть более двух. В пункте 4 нужно поставить 0 или прочерк, а в пунктах 5, 6 и 8 – отметить слово «Нет».

При наличии свидетелей, их данные вносят в пункт 7.

Пункты с 9 по 12 правой и левой колонки предназначены для данных об автомобилях, водителях и полисах ОСАГО.

Пункт 13 представляет собой изображение автомобиля, на котором необходимо указать место первого удара. Для описания повреждений служит пункт 14. Завершается заполнение колонок подписью водителей в пункте 15.

Затем в центральном столбце (пункт 16) необходимо отметить обстоятельства аварии. Допускается отмечать несколько клеток, в зависимости от сложности маневра. В нижней части необходимо указать количество отмеченных клеток для каждого участника.

Следующий пункт под номером 17 – схема ДТП. В нем необходимо схематически изобразить дорогу со знаками, светофорами, номерами домов и другими ориентирами. Изображая автомобили, нужно расположить их в том же порядке и положении, как и в реальной ситуации, и указать направление движения. Под схемой в пункте 18 оба водителя оставляют свои подписи.

После этого бланк разделяют на две части, и каждый водитель заполняет 7 пунктов на оборотной стороне. Подпись второго участника ДТП на обороте не нужна.

Где взять бланк Европротокола, как его распечатать и заполнить — практические рекомендации водителям

В далекие уже времена, когда система обязательного страхования автогражданской ответственности только формировалась, на все ДТП были обязаны выезжать сотрудники полиции (милиции), которые оформляли всю документацию.

Позже водители получили право, в некоторых случаях, фиксировать факт дорожно-транспортного происшествия самостоятельно, используя бланк извещения о ДТП.

Где следует брать эту бумагу?

Но бывает так, что автовладелец в момент оформления полиса не знает о необходимости иметь под рукой документ, о котором идет речь. А потом узнает, что бумага может понадобиться. Где в таком случае ее брать?

Если «озарение» пришло до ДТП, то можно заехать в свою страховую и взять бланк у страховщика. Если же происшествие на дороге уже случилось, то ситуация осложняется.

Конечно, если офис страховщика рядом, то можно, оставив автомобиль, обратиться в организацию за документом. Но такую ситуацию, если честно, сложно представить. Человек, находясь в стрессовом состоянии, куда-то бежит, оставляя свою поврежденную машину на дороге или на обочине. А что, если офис страховщика находится далеко? Это же придется потратить много времени.

Есть альтернативный вариант: вызвать аварийных комиссаров и купить у них вместе с их услугами. Эти люди зарабатывают себе на хлеб, оформляя ДТП. Необходимые бланки у них есть. Проблема только в том, что за услуги аварийных комиссаров нужно будет внести им определенную плату. Но есть и другие варианты, о которых речь еще будет вестись в настоящей статье.

Нюансы оформления, если полис ОСАГО электронный

Если полис ОСАГО покупался через интернет, то есть два варианта:

  1. Заехать в офис СК и взять чистые бланки.
  2. Оформлять извещение о ДТП в электронном виде.

Законодательство разрешает заполнения извещения через интернет, данное правило регламентируется Указанием Банка России от 08.10.2019 N 5283-У. Так называемые е-ОСАГО, а теперь и е-Извещение, могут значительно упростить всем жизнь:

  • нагрузка на страховщиков становится меньше, потому что документ подготавливает сам автовладелец;
  • нет необходимости возить с собой бланки;
  • нет необходимости ехать в СК и лично отвозить документ;
  • если в процессе заполнения допущена ошибка, можно набрать информацию заново.

Можно ли распечатать извещение самому?

Действующее законодательство устанавливает, что бланк Извещения должен иметь определенную форму. Но требования о том, что его нужно обязательно получить у представителя СК нет. Конечно, те экземпляры, которыми обладает страховщик, имеют определенное преимущество. Дело в том, что в СК бланки Извещения изготовлены на специальной бумаге. Говоря просто – на копирке.

Закон устанавливает, что у каждого участника происшествия должен остаться экземпляр Европротокола. Таким образом, если бланк получен у страховщика, то его не нужно заполнять дважды – экономится время (как заполнить извещение?). Стороны оформляют один лист, а на второй вся информация копируется автоматически. Но это единственное преимущество. Европротокол можно распечатать и из интернета и возить с собой.

Где взять документ?

В принципе, можно сделать это, где угодно. Главное, чтобы форма бланка была той, которая предусмотрена действующим законодательством. Если это так, то страховщик не может предъявить претензию относительно того, что документ получен не у него.

Если же форма или содержание Европротокола не соответствуют установленным требования, то с печатью могут возникнуть проблемы. Поэтому лучше использовать авторитетные источники.

Справочно-правовые системы

Существуют две крупные компании (Консультант и Гарант), которые занимаются тем, что публикуют на страницах своих сайтов тексты правовых актов, образцы и бланки различных документов.

Чтобы получить бланк Извещения, нужно зайти на один из этих сайтов и ввести в поиске: «Бланк Европротокола» или «Бланк Извещения о ДТП». Нет сомнений в том, что в результатах поиска найдется необходимый документ. Его нужно распечатать в нескольких экземплярах – чтобы подстраховаться – не у всех получается с первого раза правильно оформить Европротокол при ДТП (допустимы ли исправления в бланке?). Далее эти листы бумаги необходимо положить в машину и возить с собой всегда.

На официальном сайте РСА можно найти массу полезных советов и документов, которые могут пригодиться водителям. Есть там и бланк Извещения о ДТП. Его можно скачать по этой ссылке.

Сайт страховой компании

Чтобы получить документ, о котором идет речь, как и в случае с полисом, вовсе не обязательно ехать в офис страховщика. Достаточно зайти на официальный сайт.

Читайте также:  Что грозит водителю скрывшемуся с места ДТП

На сайтах, как минимум, крупнейших компаний имеется раздел, где можно скачать нужный бланк. Например:

В принципе, не обязательно заходить на сайт именно той компании, в которой был приобретен полис. Как отмечалось, бланк имеет установленную форму, поэтому каких-то различий быть не должно.

Таким образом, отсутствие бланка Европротокола на руках – это не беда. Его всегда можно получить одним из вышеуказанных способов. Проще всего, конечно, когда у человека под рукой есть компьютер и принтер. Тогда, даже не возникнет необходимости выходить из дома.

Лучше позаботиться о получении документа, о котором шла речь в настоящей статье, заранее. Потому что искать бланк после того как произошло ДТП – не лучший вариант. Если происшествие случилось, то возникает масса других забот и проблем. Осуществлять поиски бумаги не будет ни желания, ни времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Европротокол: применять или не рисковать?

Когда случается ДТП, важно не пропустить ни одного шага по оформлению происшествия. Рассказываем по порядку.

Итак, после ДТП одно из первых решений, которое нужно принять, — как его оформлять: с привлечением сотрудников ГИБДД или без них (в упрощенной форме), ехать ли в отделение или сразу в страховую. Часто, впрочем, это решение принимают за водителей — «гаишники» все чаще отказываются выезжать на аварии без человеческих жертв (если нет ущерба здоровью и жизни людей). Если кто-то пострадал, сотрудник ГИБДД выехать обязан, а европротокол оформить невозможно.

Имеют ли правоохранители право игнорировать ДТП без жертв? В теории — нет: если попавший в аварию настаивает на приезде сотрудника ГИБДД, тот должен выехать на место происшествия. На практике, однако, они даже на серьезные ДТП выезжают через 5—6 часов — однажды мы из окна офиса наблюдали много часов столкнувшиеся на перекрестке автомобили, один из них был буквально всмятку. ГИБДД появилась после обеда, хотя все случилось до начала рабочего дня.

По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), в ноябре 2018 года доля происшествий, оформляемых в упрощенной форме, превысила 50%, хотя в январе 2017 года составляла всего 32%. И вряд ли это все добровольные решения попавших в аварию, так как с европротоколом можно «попасть».

Что нужно знать, принимая решение, дожидаться ГИБДД или оформлять европротокол?

Главное, что нужно выяснить, — есть ли у обоих участников действующий полис ОСАГО. Сделать это можно, либо введя данные полиса на сайте РСА, либо через мобильное приложение «ДТП. Европротокол», разработанное РСА именно для этих целей. Наличие полисов «автогражданки» у всех участников столкновения является вторым непременным условием применения европротокола при отсутствии жертв.

Третий важный момент — сумма ущерба автомобилю пострадавшего. В определении суммы ущерба и кроется главная опасность: нужно «вписаться» в отведенный упрощенной формой лимит. Далеко не всегда можно на глаз оценить стоимость ремонта, к тому же могут быть скрытые повреждения, которые выявятся только на СТО. Так что при наличии сомнений лучше все-таки вызвать работников ГИБДД и подождать их, пусть даже полдня. А вот автомобиль с дороги лучше убрать, чтобы не получить штраф за загромождение проезжей части. Только не забудьте предварительно зафиксировать все произошедшее, в том числе с помощью камер смартфонов и в извещении, где нужно обязательно зарисовать положение машин на дороге.

Будучи водителем с двадцатилетним стажем, я, к своему стыду, лишь недавно выучила, что делать, если попала в аварию. Вызывать ли ГАИ? Ждать ли инспектора? Звонить ли в страховую, если ты не виновата? Но положение обязывает — пришлось идти учиться.

Если вы понимаете, что удар был не сильным, например слегка помято крыло или поцарапан бампер, то смело оформляйте «упрощенку». А если повреждения явно серьезные, то лучше не рисковать. Точнее оценить стоимость ремонта (страховую сумму) можно на сайтах станций техобслуживания или позвонив знакомому автослесарю.

Стоит иметь в виду, что с 1 июня 2018 года вступили в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, расширяющие лимит стоимости ущерба с 50 тыс. до 100 тыс. рублей по всей стране. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях проводится эксперимент с «безлимитным европротоколом» (в рамках 400 тыс. рублей, отведенных по закону об ОСАГО на возмещение по «железу»). Однако стоит иметь в виду, что непременным условием «безлимитности» в этих четырех регионах является фотофиксация обстоятельств без возможности внесения в данные изменений (есть соответствующие требования Банка России). Обстоятельства ДТП в теории могут быть зафиксированы либо с помощью устройств контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые пока не функционируют, либо с помощью мобильного приложения РСА «ДТП. Европротокол», которое Банк России в прошлом году разрешил применять. Приложение поможет проверить полисы участников, а также даст рекомендации, какие фото необходимо сделать для фиксации обстоятельств ДТП. Эксперты советуют обязательно делать фотографии таким образом, чтобы была привязка к местности — номер дома с названием улицы или неперемещаемые объекты.

Приложение лучше скачать заранее. Делать это после аварии, находясь в состоянии шока, гораздо сложнее. К тому же сигнал Интернета может быть слабым или вовсе отсутствовать в нужное время в нужном месте. Заблаговременно стоит запастись и бланками извещений о ДТП, которое стороны обязаны заполнить и отправить в страховую компанию в любом случае. Эти бланки выдаются страховщиком вместе с полисом, также их можно скачать на сайте любой страховой компании. Однако с июня прошлого года бланки несколько изменились: в них появилось место для записи разногласий об обстоятельствах ДТП, если таковые имеются у участников. Теперь европротокол можно оформить и при наличии разногласий, но нужно иметь под рукой правильные бланки.

В будущем планируется отказаться от бумажных бланков — в 2019 году ожидается выход постановления правительства РФ, которое даст старт эксперименту по использованию электронного извещения в ряде регионов России. Процедура проверки и заполнения извещения станет более простой и надежной: идентификация участников ДТП — пользователей мобильного приложения будет проводиться на основании регистрационных записей водителей на Едином портале государственных услуг. Итоги этого эксперимента будут анализироваться только в 2020 году, сообщал РСА. Полностью переход на электронные извещения произойдет еще позже, так что пока запасаемся правильными бумажными бланками.

С сентября 2019 года появится еще один способ фиксации — запланирован запуск второго «легитимного» мобильного приложения «Помощник ОСАГО», которое разработано Банком России, сейчас происходит его передача Российскому союзу автостраховщиков. Об этом заявил недавно IT-директор РСА Алексей Самошин. В течение какого-то времени приложения будут работать параллельно, однако впоследствии РСА планирует сформировать единое мобильное приложение для оформления электронного извещения по европротоколу, на которое будут ориентироваться участники страхового рынка. Существующие приложения страховщиков, помогающие оформить европротокол, скорее всего, будут интегрированы с приложением РСА.

В 2019 году должны наконец заработать и устройства контроля «ЭРА-ГЛОНАСС», которые будут еще более надежны, чем приложение. Использование таких устройств открывает большие перспективы, поскольку они позволяют не только надежно фиксировать и передавать в РСА и в компанию данные о ДТП. «ЭРА-ГЛОНАСС» также фиксирует телематические данные, которые позволят страховщикам оценить стиль вождения водителя и дать ему справедливый индивидуальный тариф по ОСАГО и по автокаско.

С 1 июня вступают в силу новые условия оформления ДТП по европротоколу, облегчающие жизнь сотрудникам дорожной инспекции — они смогут еще чаще отказываться от выезда на место происшествия.

Итак, что необходимо сделать при ДТП:

1. Убедиться, что все живы и здоровы.

2. Проверить полисы ОСАГО участников ДТП.

3. Сфотографировать (лучше через приложение РСА) автомобили и место происшествия с разных сторон. Если есть приложение, то надо, следуя инструкциям, заполнить формы и отправить их в РСА. Он передаст данные в компанию.

4. Заполнить бумажные извещения, зарисовав картинку на дороге, внеся данные обоих водителей и обеих машин. Описать разногласия относительно произошедшего, если они есть. На каждом из двух бланков (обычно они самокопирующиеся) должны стоять обе подписи участников ДТП.

5. Сообщить страховщику о случившемся.

6. Оценить приблизительно сумму ущерба. Если она меньше 100 тыс. рублей (400 тыс. рублей для четырех экспериментальных регионов при наличии устройств «ГЛОНАСС» или приложения РСА), можно не вызывать ГИБДД и спокойно разъезжаться. Если есть опасения, что сумма больше, — ждать ГИБДД, настаивая на их приезде. Самая распространенная ошибка — поехать в отделение в надежде, что они выдадут протокол о ДТП там, без выезда на место. Не выдадут. Не имеют права.

7. Если остановились на европротоколе, то спокойно разъезжаетесь, подписав бумаги. Важно в установленный срок — в течение 15 рабочих дней — отнести извещение в страховую компанию. Даже в том случае, если вы все отправили через приложение РСА.

8. Если европрокотол по каким-либо параметрам может не подойти, ждете ГИБДД — до победного, не стесняясь названивать и напоминать о себе.

Ссылка на основную публикацию