Должен ли виновник ДТП выплачивать разницу - Evacuator-Anapa.ru

Должен ли виновник ДТП выплачивать разницу

Должен ли виновник ДТП выплачивать разницу

Содержание

Зачем ОСАГО, если платит виновник

Страховое законодательство Российской Федерации имеет множество тонкостей и особенностей. Например, в некоторых случаях даже при наличии полиса ОСАГО виновник может стать обязан заплатить пострадавшему определённую сумму. У многих водителей это вызывает недоумение. У них возникает вполне логичный вопрос: зачем ОСАГО, если платит виновник? Особенно часто он появляется, когда после ДТП виноватый в инциденте водитель обязан компенсировать определённую долю причинённого ущерба.

Парадоксальность страхового законодательства

Причина проблемы кроется в расчете возмещения страховой компанией с применением единой методики. Она предусматривает износ запасных частей и деталей. Получается, что с увеличением возраста автомобиля сокращается величина выплаты. Это объясняется тем, что при дорожно-транспортном происшествии были повреждены не новые детали, а те, которые имели значительный износ.

Возникает двоякая ситуация, при которой одна из сторон сотрудничества будет поставлена в неудобное положение:

  • Страховая компания. Если будет всегда выплачивать полную стоимость запчастей без учёта их износа.
  • Виновный. Когда он выплачивает разницу между реальной стоимостью ремонта и компенсацией страховой компании.
  • Потерпевший. Если разницу между реальной стоимостью ремонта и страховой выплатой придётся покрывать из своего кармана.

Автострахование после 2017 года

В 2017 году Конституционный суд Российской Федерации поставил в неудобное положение именно виновника аварии. Своё решение он объяснил тем, что пострадавшему не удастся найти на вторичном рынке запчастей нужные детали для своего автомобиля. В результате ему придётся приобрести новые, а разницу в цене компенсирует виноватый в аварии.

В итоге водители спрашивают: зачем оформлять ОСАГО, если виновник платит определённую компенсацию при наступлении страхового случая.

Нужно ли покупать ОСАГО, если платит виновник аварии?

Если ответить просто: да, чтобы снизить сумму выплаты. Для автомобилей старше 5 лет может использоваться максимальный износ, который составляет половину всего срока службы. Это значит, что если по вине водителя произойдёт дорожно-транспортное происшествие, тогда страховщик компенсирует не меньше половины причинённого вреда.

В таких условиях даже если платит виновник, ОСАГО всё равно выгодно. Объясняется это просто – компенсация расходов при ДТП в любом случае больше, чем стоимость полиса. За последний год на дорогах произошло приблизительно 160 000 аварий. Значит, где-то столько же автомобилистов экономят на выплатах пострадавшим.

Стоит признать, что на этом рынке самый большой убыток приходится на водителей. Если разделить всю сумму собранных страховых взносов на количество аварий, то получится около 3.1 млн рублей. В редких случаях ущерб оценивается в такую сумму, обычно этих денег будет достаточно, чтобы компенсировать расходы на десяток ДТП. Но даже с учётом этого оформлять ОСАГО, если платит виновник аварии, нужно. Ведь это требование действующего законодательства.

Статистика статистикой, но, если именно вы попадёте в ДТП, какая вам будет разница, что другие автомобилисты переплачивают? Если ущерб будет оценен в сотни тысяч рублей, не все водители смогут компенсировать такие расходы потерпевшим. Подобные случаи – не редкость. Полис ОСАГО на самом деле может выручить, если его владелец попадёт в беду.

Какие преимущества у страхования ОСАГО для виновника

На практике страховые выплаты часто приблизительно соответствуют ущербу за счёт некоторых деталей: пострадавшему не нужно ремонтировать все повреждённые запчасти, к тому же он может использовать бывшие в употреблении и неоригинальные детали. Виновник может быть обязан доплатить разницу по износу подтверждения реальных расходов на ремонтные работы, а не по экспертной оценке. А если её нет, тогда и платить не за что.

Факты о взыскании износа с виновника аварии по ОСАГО:

  • Закон позволяет возместить разницу между расчетом без износа по ОСАГО и с ним напрямую с виновника аварии.
  • При составлении европротокола виновный ничего доплачивать не будет.
  • Для получения разницы необходимо иметь доказательства реально затраченных на ремонт автомобиля денежных средств.
  • Существуют возможности уменьшить сумму выплат виновному водителю.

Обращение к виновнику дорожного-транспортного происшествия за компенсацией невозможно в таких ситуациях:

  • При оформлении европротокола.
  • Возмещение выполнено направлением на ремонт. Доплата потерпевшего при её наличии будет считаться исключительно добровольной. Поэтому привлечь виновника ДТП к её компенсации не получится.

Пострадали – отказывайтесь от европротокола, виноваты – попытайтесь заполнить его

Если потерпевший подписывает европротокол, он соглашается на получение от страховщика суммы без каких-нибудь прав после этого. Порядок действий регламентирует ППВС №2, принятое 25 января 2015 года. В 39 пункте документа указывается:

  • Оформление европротокола является упрощенной формой получения компенсации по полису ОСАГО.
  • Понятие упрощённости предполагает прекращение всех прав требования к страховщику и к виновнику ДТП в отношении износа после того, как пострадавший получил выплату.

Гражданский кодекс РФ в 408 статье приравнивает европротокол к расписке, получаемой пострадавшим от виноватого. Пострадавшему она предоставляет право на выплату, после получения возмещения исполнение будет принято завершенным и надлежащим.

Порядок действий для взыскания износа с виновника ДТП по ОСАГО

Чтобы получить возмещения от страховщиков, необходимо произвести такие действия:

  1. Подача в страховую компанию заявления о получении возмещения по автогражданке.
  2. Когда полный пакет документации будет предоставлен, страховщику даётся 20 дней, чтобы выдать направление на ремонт либо производить выплату.
  3. Если полученной суммы недостаточно либо автосервис требует доплатить за свои услуги (сотрудники СТО говорят, что восстановление обойдётся дороже), тогда возможны два варианта действий для взыскания денежных средств.

Вариант № 1: Можно не определять отдельно сумму, которая требует возмещения

Нужно просто получить у страховщика акт расчета с указанием двух значений: с износом и без него. Последующие действия таковы:

  • Предложите виновнику добровольно компенсировать разницу.
  • Если он откажет, составьте досудебную претензию виновнику с расчетами, копией акта расчета страховой компанией и предложите в срок 10-20 дней выплатить обозначенную сумму.
  • В случае отказа, если стоимость спора по износу не превышает 50 000 рублей, направьте иск в мировой суд. Если сумма больше, тогда нужно подать иск в районный суд по месту прописки виновника аварии.

Вариант № 2: Необходимо заказать независимую экспертизу

Экспертиза позволит получить оценку ущерба. Чаще всего она больше, чем рассчитанная страховщиком. Если дело в суде будет выиграно, то расходы на экспертизу покроет виновник ДТП, в противном случае пострадавшему ничего компенсировано не будет. Следующие действия таковы:

  • Подача досудебной претензии страховой компании (разница между выплаченными средствами и рассчитанные независимым экспертом) и виновнику (разница между оценкой ущерба без учета износа экспертом и оценкой экспертизы).
  • Если в удовлетворении досудебной претензии будет отказано, в суд подаётся один иск, ответчиками по которому выступают страховая организация и виновник ДТП.

В последнем варианте лучше всего воспользоваться услугами экспертного юриста. Специалист учтёт различные тонкости и детали при составлении искового заявления. Также может потребоваться подтвердить реальные затраты на ремонт транспортного средства.

Досудебное разбирательство

Если виноватый в инциденте отказывается признать условия пострадавшей стороны, необходимо вызвать дорожную полицию. Сотрудник ведомства должен указать в справке такую информацию:

  • Фамилию, имя и отчество виновника
  • Место жительство
  • Телефонный номер

Для составления юридической претензии необходимо собрать такие документы:

  • Отчет о независимой экстренной оценке. Обычно стоимость данной процедуры находится в диапазоне 2-7 тысяч рублей. Этот документ описывает все полученные повреждения и содержит калькуляцию полученного ущерба.
  • Досудебная претензия. Хорошо, чтобы данный документ составил юрист. Его услуги обойдутся в пределах 3-5 тысяч рублей. В документе должно быть указано описание маршрута, места дорожно-транспортного происшествия и обстоятельства аварии.
  • Отчет об утилизации транспортного средства. Документ необходимо составить, если автомобиль не подлежит восстановлению. За него необходимо заплатить 2-5 тысяч рублей. Сделать это необходимо при присутствии виновника дорожно-транспортного происшествия. Хорошо направить ему по почте официальное уведомление. Виновник инцидента должен подписать бумаги.

К претензии необходимо прикрепить такую документацию:

  • Справка о ДТП (копия);
  • Письма-приглашения виновника на осмотр автомобиля (копия);
  • Документы на транспортное средство (копии);
    Постановления об административном правонарушении (копия);
  • Документы, подтверждающие затраты;
    Экспертная оценка.

Судебные решения в спорах по ОСАГО

Обычно судьи удовлетворяют требования по искам. Но иногда разбирательства завершаются отказом. Судебное разбирательство может иметь такие особенности:

  • Судьи нередко требуют от истцов доказательства реально понесённых затрат – чеки, заказы-наряды и акты выполненных работ из автостанций, подтверждающие запрос определённой денежной суммы. При продаже автомобиля объективно подтвердить расходы будет проблематично, как и получить компенсацию от виновника.
  • От виновника в суде нельзя требовать того же, что от страховщика – неустойку за просрочку или штраф за неудовлетворение досудебной претензии.
  • Иногда ответчик может попросить судебный орган провести дополнительную экспертизу, результаты которой могут быть не такими, как у независимого эксперта. Выплачивать придётся именно ту сумму, которую рассчитает судебная экспертиза. Дополнительно нужно будет оплатить именно её.
  • В случае проигрыша придётся самостоятельно оплатить услуги юриста, защищающего интересы в суде.

Как виновник ДТП может избежать или уменьшить взыскание износа по ОСАГО

Чаще всего избежать выплаты можно в тех ситуациях, когда истцу не удалось подтвердить собственные затраты на ремонт автомобиля. Экспертная комиссия обычно оценивает причинённый машине ущерб в большем размере, чем та сумма, за которую автосервисы готовы произвести ремонт.

Однако часто пострадавший предоставляет доказательства понесенных им затрат на ремонт. Если они окажутся больше, чем заплатила страховая по автогражданке, тогда вероятность удовлетворения риска значительно повышается. При принятии такого решения виновнику придётся оплатить не только разницу в расходах, стоимость услуг юриста истца, затраты на экспертную оценку и моральный ущерб.

Читайте также:  Если виноват в ДТП заплатят ОСАГО

Если нет полной уверенности в выигрыше дела, до суда лучше не доводить. Иначе придётся не только потерять своё время, но совершить множество платежей, если судья удовлетворит заявление истца. Поэтому лучше постараться разрешить конфликт на этапе досудебного разбирательства.

Почему виновнику придётся возместить ущерб без износа по ОСАГО для не новых автомобилей?

Этот вопрос чаще всего возникает у водителей, которых врасплох застало требование оплатить расходы без учета износа. Обычно в своё оправдание они говорят: мы повредили не новые детали и узлы, поэтому пусть пострадавший и устанавливает запасные части, купленные на вторичном рынке. Почему мы должны покупать ему новые?!

Судьи зачастую занимают сторону пострадавших. Это объясняется здравым смыслом – искать детали и запасные части на вторичном рынке неудобно и малоэффективно. К тому же их качество может быть сомнительным и сделанный ремонт не сможет прослужить долго.

ОСАГО плюс КАСКО – максимальная защита автомобилиста

Некоторые водители страхуют транспортное средство как по ОСАГО, так и по КАСКО. Особенностью второго варианта является отсутствие верхней границы страхового возмещения. Эта сумма может быть израсходована на восстановление машины без учёта износа. Нередко автомобилисты обращаются одновременно в две организации.

При возникновении спорной ситуации автомобилист может обратиться в собственную страховую, в которой он оформил добровольную страховку. В этом случае компания перечислит денежные средства на ремонт. При таких условиях износ не учитывается, компенсацию организация выплатит в форме, установленной страховщиком и пострадавшим. В описанном случае стоимость ремонта обычно больше, чем при использовании методики ОСАГО.

После починки транспортного средства пострадавшего страховщик обратится за компенсацией расходов страховой виновника дорожно-транспортного происшествия. Последняя произведёт выплату лишь денежной суммы, рассчитанной по единой методики. Разницу придётся компенсировать самому автомобилисту. А при наличии КАСКО это сделает страховщик.

Когда ущерб выше лимита страховой выплаты

Некоторые дорожно-транспортные происшествия настолько серьёзные, что ущерб по ним больше страховой суммы, которая предусматривается соглашением ОСАГО. При причинении ущерба только автомобилю, максимальная выплата не может быть больше 400 тысяч рублей. Если пострадавшими являются и люди, тогда показатель возрастает до полумиллиона рублей.

В тех случаях, когда рассчитанный по единой методике ущерб выше страховой суммы, разницу придётся компенсировать виновнику аварии. Если имеется полис КАСКО, это позволит получить максимальную защиту даже в таких редких случаях.

Оформление ОСАГО для автомобилиста – это не вопрос предпочтений. Действующее российское законодательство обязывает иметь такой документ. Лучше оформить его в надёжной страховой организации, только в этом случае можно быть уверенными в отсутствии проблем при наступлении страхового случая.

Взыскание выплаты без износа по ОСАГО с виновника — законно ли и что делать?

Разница с износом с виновника

Можно ли взыскать возмещение в виде выплаты по страховке ОСАГО напрямую с виновника ДТП по части недополученной выплаты из-за методики расчёта с износом страховой компании? Непонятно звучит? Так, вероятно, и задумано. Коротко, если Вы считаете, что, застраховавшись по ОСАГО однажды, Вы снимаете с себя все риски по выплате в случае ДТП, то Вы не правы. Так считает государство. И для обратной стороны аналогично — если Вам выплатили с учётом износа, то Вы можете возместить вред с виновника.

Дело здесь в соответствующем постановлении Конституционного суда РФ, который считает, что действующее на 2020 год законодательство даёт право взыскать часть выплаты по ОСАГО напрямую с виновника ДТП. Если страховая выплатила недостаточно денег из-за утверждённой методики расчёта запчастей с износом.

Но давайте обо всём по порядку!

В чём дело? Исходные данные

Итак, действующий на 2020 год закон «Об ОСАГО» обязывает возмещать ущерб, причинённый застраховавшимся водителем, потерпевшему. Но этот закон также устанавливает определённый порядок такой выплаты (точнее, возмещения, ведь в приоритете на сегодня натуральный вид компенсации — ремонт автомобиля в сервисе страховщика) и, что самое главное, методику расчёта.

И такая методика расчёта предусматривает учёт износа запчастей на машину. То есть если возраст Вашего автомобиля более 5 лет, то Вы недополучите примерно 50% возмещения на запчасти. На работы износ не распространяется — они учитываются в полном объёме.

То есть что получается — ОСАГО должно покрывать ущерб, но фактически может покрыть всего лишь 50% от этого из-за учёта износа? Всё верно.

Но есть для Вас новости хуже, если Вы являетесь виновником ДТП. У потерпевшего теперь есть возможность взыскания выплаты без износа по ОСАГО непосредственно с причинителя вреда — то есть с Вас.

Что случилось?

Дело здесь в постановлении Конституционного суда. Весной прошлого года несколько инициативных граждан обратилось в этот суд после решений нижестоящих судов о том, что вот страховая компания им выплатила с учётом износа фактически меньшую сумму, чем стоит восстановление автомобиля после ДТП.

Заявители просили пересмотреть эти решения как противоречащие законодательству. Ниже мы рассмотрим логику и приведём решение Конституционного суда (КС).

Вывод из этого простой: по ОСАГО страхуется не вся ответственность при ДТП, а только её часть. То есть теряется весь смысл страхования ОСАГО.

Законно ли взыскивать разницу выплаты по ОСАГО с виновника?

Увы, но да. КС в конечном итоге удовлетворил жалобу обратившихся и вынес соответствующее постановление.

Но в чём логика? И что же получается, если Вы стали виновником ДТП, то страховая покроет только часть убытков? То есть закон о страховании работает так, что виновнику в любом случае придётся возмещать вред самому, пусть и частично? Совершенно верно.

До постановления КС судебная практика работала единообразно. Судьи считали, что вред, возмещённый страховой компанией в виде выплаты или ремонта, возмещён полностью, даже если денег на фактически ремонт у потерпевшего не хватило. С виновника требовать нечего, ведь его ответственность застрахована.

Но с такой судебной практикой не согласился КС. И вот в чём дело!

Можно приводить целый ряд ссылок на статьи законодательства, действующего на 2020 год, но в нашем случае достаточно только одной статьи — 1072 Гражданского кодекса РФ:

ГК РФ Статья 1072. Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность.
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причинённый вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

В контексте именно этой нормы права КС разъяснил, что, раз Конституция РФ даёт право гражданину на частную собственность, то это право не может быть нарушено неполной выплатой. А статья 1072 ГК как раз даёт право взыскивать разницу выплаты без износа по ОСАГО напрямую с виновника.

Исключение — европротокол

Всё вышеописанное работает только в тех случаях, когда ДТП оформлено с сотрудниками ГИБДД. Европротокол же устанавливает собственные правила по возмещению ущерба. И, согласно им, подписывая извещение европротокола, потерпевший соглашается с фактом возмещения ущерба в пределах именно страховой суммы.

Законодательным аргументом здесь выступает Постановление Пленума Верховного суда РФ №2 от 29.01.2015, которое говорит следующее:

39. Возмещение убытков в пределах сумм, установленных статьёй 11.1 Закона об ОСАГО, является упрощённым способом исполнения обязательств страховщиком, вследствие чего выплата прямого возмещения прекращает обязательство страховщика и причинителя вреда по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 — ГК РФ).
В связи с этим не подлежит удовлетворению иск потерпевшего к страховщику и/или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты в рамках упрощённого порядка оформления дорожно-транспортного происшествия, за исключением случаев, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия о его оформлении без участия уполномоченных на то сотрудников полиции признано судом недействительным.

По сути, первый абзац цитаты говорит нам о том, что даже если вместе с разницей расчёта без износа и выплаченной страховой суммой с износом не превышает лимит по европротоколу, то взыскивать выплату без износа с виновника напрямую нельзя. Но второй абзац прямо указывает лишь на случаи, когда фактическая сумма ущерба превышает лимит по европротоколу.

Если потерпевший обратился по Каско

Рассмотрим простой пример. Случилось ДТП, и потерпевший решил отремонтировать автомобиль по Каско, а не обращаться сразу по ОСАГО. В этом случае страховая виновника по ОСАГО в рамках суброгации выплачивает сумму страховой потерпевшего, которая застраховала его по Каско. Но суть в том, что ОСАГО выплачивает опять же сумму с износом. А по Каско потерпевший отремонтировался без учёта износа (чаще всего договоры Каско не предусматривают износ).

И в этом случае уже страховая компания потерпевшего имеет право напрямую взыскать разницу между расчётом без износа и с износом напрямую с виновника. Просто право требования в этом случае перешло от потерпевшего к его страховой компании.

Судебная практика и почему нужно не просто посчитать разницу?

Один важный момент, на котором обосновывается судебная практика (точнее, судьи) с момента выхода постановления КС – сам факт наличия разницы между расчётом без износа и с износом ещё нужно доказать.

Суть такой логики заключается в том, что если Вы подадите иск на виновника о взыскании разницы просто по результатам оценки страховой компании или экспертизы, то суд такие основания не зачтёт как достаточные. То есть Вы могли отремонтировать автомобиль по ценам и с учётом износа, несмотря на расчёты. А в суд необходимо предоставить доказательства того, что Вы реально понесли расходы на восстановительный ремонт больше, чем насчитала страховая компания – просто калькуляции для этого недостаточно.

Таким образом, судебная практика будет не на Вашей стороне, когда Вы подаёте иск о взыскании разницы напрямую с виновника, в случаях, если:

  • Вы даже не ремонтировали автомобиль, и Вам нечем обосновать, кроме расчёта независимой экспертизы,
  • в том числе если Вы продали машину и также, разумеется, её не ремонтировали,
  • отремонтировали автомобиль, но не сохранили доказательств оплаты.

Вот цитат из судебной практики одного из решения судов:

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2017 года N 6-П не предполагается безусловного взыскания с виновного лица стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учёта его износа, согласно экспертному заключению, не превышающей лимит страхового возмещения. Иные надлежащие доказательства того, что им понесены реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, и они превышают сумму страхового возмещения, в материалах дела отсутствуют.

Что делать, если с Вас пытаются взыскать разницу по ОСАГО?

В том числе и в случае, когда с Вас пытается взыскать разницу выплаты по Каско, есть варианты уменьшить эту сумму. Как показывает судебная практика, совсем избежать взыскания не удастся.

Единственный вариант здесь — это ходатайствовать о переоценке суммы фактического ущерба, то есть о назначении судебной экспертизы. Дело в том, что расчёт выплаты или произведённый ремонт могли быть завышены изначально, и очень часто именно так и происходит.

Чаще всего судебная экспертиза постановляет, что для определённых элементов не было надобности в замене, а достаточно было вытяжки и покраски. Но имейте в виду, что критерий для обязательности замены достаточно высокий. Например, если фактически потребовалась рихтовка с применением шпакли, то замена в этом случае обоснована.

Также следует иметь в виду, что расчёт должен производиться по той же единой методике расчёта, а не рыночным ценам на запчасти. А сам износ страховой компанией может быть применён только к запчастям и кузовным элементам, но не к работам по их замене, покраске и тому подобной.

Кроме того, судебная экспертиза устанавливает, менялись ли на самом деле элементы или нет.

Для оценки перспективы судебного процесса, будучи любой стороной в ДТП: потерпевшим или виновником и преследуя различные цели, Вы можете проконсультироваться с нашими партнёрами-автоюристами. Консультация бесплатна.

Проконсультироваться с автоюристом онлайн

Абсурдность законности взыскания выплаты с виновника

Между тем, эксперты в области законодательства предвещают недолгую жизнь такой позиции нового закона и судебной практики, которые теперь повсеместно руководствуются вышеприведённым постановлением КС РФ и взыскивают разницу без износа с виновника.

Читайте также:  Независимая автоэкспертиза после ДТП

Дело здесь в нелогичности этого постановления и противоречия целому ряду постулатов действующего законодательства. Рассмотрим самые распространённые из них.

ОбоснованиеКомментарий
ОСАГО — это страхование автогражданской ответственности, а не её части.Ответственность может быть либо застрахована, либо нет. В действующем на 2020 год законодательстве нет ни одного упоминания части застрахованной ответственности.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об ОСАГО», основным принципом ОСАГО является экономическая заинтересованность водителей в страховании.Фактически, если по ОСАГО возмещается только часть ответственности, то некоторым водителям, редко попадающим в ДТП, но вынужденным страховаться ежегодно на внушительные суммы, становится невыгодно оформлять полис ОСАГО.
Исходя из логики взыскания с виновника разницы между расчётом с износом и без, то и в случае полной гибели автомобиля возмещению подлежит сумма стоимости новой машины.Да, в случае с ремонтом потерпевший нигде не найдёт б/у деталей для этого, хотя автомобиль с пробегом, и здесь есть логика выплаты без учёта износа. А вот в случае гибели авто законодательная логика аналогична, но ведь потерпевший не продал бы небитый такой автомобиль до ДТП по цене нового.
Согласно ФЗ «Об ОСАГО», водитель, заключая договор ОСАГО, передаёт страховой все обязательства по выплате в результате ДТП в пределах страховой суммы, а страховая берёт на себя все имущественные претензии третьих лиц, а также определяет порядок выплаты. Соответственно, все претензии должны быть только к страховой компании.В защиту такой позиции говорит также статья 15 ГК РФ, которая устанавливает, что потерпевший может требовать полного возмещения вреда, если законом или договором не установлено уменьшение такого возмещения. И в нашем случае ФЗ «Об ОСАГО», устанавливая методику расчёта по единой базе, фактически уменьшает сумму компенсации.

Следует иметь в виду, что все вышеперечисленные постулаты дают обоснование в нелогичности постановления КС РФ. Но они не будут доводами в суде в целях отмены иска о взыскании выплаты без износа по ОСАГО, кроме разве что последнего пункта, который основан на прямой норме законодательства.

Зачем ОСАГО, если платит виновник

Страховое законодательство Российской Федерации имеет множество тонкостей и особенностей. Например, в некоторых случаях даже при наличии полиса ОСАГО виновник может стать обязан заплатить пострадавшему определённую сумму. У многих водителей это вызывает недоумение. У них возникает вполне логичный вопрос: зачем ОСАГО, если платит виновник? Особенно часто он появляется, когда после ДТП виноватый в инциденте водитель обязан компенсировать определённую долю причинённого ущерба.

Парадоксальность страхового законодательства

Причина проблемы кроется в расчете возмещения страховой компанией с применением единой методики. Она предусматривает износ запасных частей и деталей. Получается, что с увеличением возраста автомобиля сокращается величина выплаты. Это объясняется тем, что при дорожно-транспортном происшествии были повреждены не новые детали, а те, которые имели значительный износ.

Возникает двоякая ситуация, при которой одна из сторон сотрудничества будет поставлена в неудобное положение:

  • Страховая компания. Если будет всегда выплачивать полную стоимость запчастей без учёта их износа.
  • Виновный. Когда он выплачивает разницу между реальной стоимостью ремонта и компенсацией страховой компании.
  • Потерпевший. Если разницу между реальной стоимостью ремонта и страховой выплатой придётся покрывать из своего кармана.

Автострахование после 2017 года

В 2017 году Конституционный суд Российской Федерации поставил в неудобное положение именно виновника аварии. Своё решение он объяснил тем, что пострадавшему не удастся найти на вторичном рынке запчастей нужные детали для своего автомобиля. В результате ему придётся приобрести новые, а разницу в цене компенсирует виноватый в аварии.

В итоге водители спрашивают: зачем оформлять ОСАГО, если виновник платит определённую компенсацию при наступлении страхового случая.

Нужно ли покупать ОСАГО, если платит виновник аварии?

Если ответить просто: да, чтобы снизить сумму выплаты. Для автомобилей старше 5 лет может использоваться максимальный износ, который составляет половину всего срока службы. Это значит, что если по вине водителя произойдёт дорожно-транспортное происшествие, тогда страховщик компенсирует не меньше половины причинённого вреда.

В таких условиях даже если платит виновник, ОСАГО всё равно выгодно. Объясняется это просто – компенсация расходов при ДТП в любом случае больше, чем стоимость полиса. За последний год на дорогах произошло приблизительно 160 000 аварий. Значит, где-то столько же автомобилистов экономят на выплатах пострадавшим.

Стоит признать, что на этом рынке самый большой убыток приходится на водителей. Если разделить всю сумму собранных страховых взносов на количество аварий, то получится около 3.1 млн рублей. В редких случаях ущерб оценивается в такую сумму, обычно этих денег будет достаточно, чтобы компенсировать расходы на десяток ДТП. Но даже с учётом этого оформлять ОСАГО, если платит виновник аварии, нужно. Ведь это требование действующего законодательства.

Статистика статистикой, но, если именно вы попадёте в ДТП, какая вам будет разница, что другие автомобилисты переплачивают? Если ущерб будет оценен в сотни тысяч рублей, не все водители смогут компенсировать такие расходы потерпевшим. Подобные случаи – не редкость. Полис ОСАГО на самом деле может выручить, если его владелец попадёт в беду.

Какие преимущества у страхования ОСАГО для виновника

На практике страховые выплаты часто приблизительно соответствуют ущербу за счёт некоторых деталей: пострадавшему не нужно ремонтировать все повреждённые запчасти, к тому же он может использовать бывшие в употреблении и неоригинальные детали. Виновник может быть обязан доплатить разницу по износу подтверждения реальных расходов на ремонтные работы, а не по экспертной оценке. А если её нет, тогда и платить не за что.

Факты о взыскании износа с виновника аварии по ОСАГО:

  • Закон позволяет возместить разницу между расчетом без износа по ОСАГО и с ним напрямую с виновника аварии.
  • При составлении европротокола виновный ничего доплачивать не будет.
  • Для получения разницы необходимо иметь доказательства реально затраченных на ремонт автомобиля денежных средств.
  • Существуют возможности уменьшить сумму выплат виновному водителю.

Обращение к виновнику дорожного-транспортного происшествия за компенсацией невозможно в таких ситуациях:

  • При оформлении европротокола.
  • Возмещение выполнено направлением на ремонт. Доплата потерпевшего при её наличии будет считаться исключительно добровольной. Поэтому привлечь виновника ДТП к её компенсации не получится.

Пострадали – отказывайтесь от европротокола, виноваты – попытайтесь заполнить его

Если потерпевший подписывает европротокол, он соглашается на получение от страховщика суммы без каких-нибудь прав после этого. Порядок действий регламентирует ППВС №2, принятое 25 января 2015 года. В 39 пункте документа указывается:

  • Оформление европротокола является упрощенной формой получения компенсации по полису ОСАГО.
  • Понятие упрощённости предполагает прекращение всех прав требования к страховщику и к виновнику ДТП в отношении износа после того, как пострадавший получил выплату.

Гражданский кодекс РФ в 408 статье приравнивает европротокол к расписке, получаемой пострадавшим от виноватого. Пострадавшему она предоставляет право на выплату, после получения возмещения исполнение будет принято завершенным и надлежащим.

Порядок действий для взыскания износа с виновника ДТП по ОСАГО

Чтобы получить возмещения от страховщиков, необходимо произвести такие действия:

  1. Подача в страховую компанию заявления о получении возмещения по автогражданке.
  2. Когда полный пакет документации будет предоставлен, страховщику даётся 20 дней, чтобы выдать направление на ремонт либо производить выплату.
  3. Если полученной суммы недостаточно либо автосервис требует доплатить за свои услуги (сотрудники СТО говорят, что восстановление обойдётся дороже), тогда возможны два варианта действий для взыскания денежных средств.

Вариант № 1: Можно не определять отдельно сумму, которая требует возмещения

Нужно просто получить у страховщика акт расчета с указанием двух значений: с износом и без него. Последующие действия таковы:

  • Предложите виновнику добровольно компенсировать разницу.
  • Если он откажет, составьте досудебную претензию виновнику с расчетами, копией акта расчета страховой компанией и предложите в срок 10-20 дней выплатить обозначенную сумму.
  • В случае отказа, если стоимость спора по износу не превышает 50 000 рублей, направьте иск в мировой суд. Если сумма больше, тогда нужно подать иск в районный суд по месту прописки виновника аварии.

Вариант № 2: Необходимо заказать независимую экспертизу

Экспертиза позволит получить оценку ущерба. Чаще всего она больше, чем рассчитанная страховщиком. Если дело в суде будет выиграно, то расходы на экспертизу покроет виновник ДТП, в противном случае пострадавшему ничего компенсировано не будет. Следующие действия таковы:

  • Подача досудебной претензии страховой компании (разница между выплаченными средствами и рассчитанные независимым экспертом) и виновнику (разница между оценкой ущерба без учета износа экспертом и оценкой экспертизы).
  • Если в удовлетворении досудебной претензии будет отказано, в суд подаётся один иск, ответчиками по которому выступают страховая организация и виновник ДТП.

В последнем варианте лучше всего воспользоваться услугами экспертного юриста. Специалист учтёт различные тонкости и детали при составлении искового заявления. Также может потребоваться подтвердить реальные затраты на ремонт транспортного средства.

Досудебное разбирательство

Если виноватый в инциденте отказывается признать условия пострадавшей стороны, необходимо вызвать дорожную полицию. Сотрудник ведомства должен указать в справке такую информацию:

  • Фамилию, имя и отчество виновника
  • Место жительство
  • Телефонный номер

Для составления юридической претензии необходимо собрать такие документы:

  • Отчет о независимой экстренной оценке. Обычно стоимость данной процедуры находится в диапазоне 2-7 тысяч рублей. Этот документ описывает все полученные повреждения и содержит калькуляцию полученного ущерба.
  • Досудебная претензия. Хорошо, чтобы данный документ составил юрист. Его услуги обойдутся в пределах 3-5 тысяч рублей. В документе должно быть указано описание маршрута, места дорожно-транспортного происшествия и обстоятельства аварии.
  • Отчет об утилизации транспортного средства. Документ необходимо составить, если автомобиль не подлежит восстановлению. За него необходимо заплатить 2-5 тысяч рублей. Сделать это необходимо при присутствии виновника дорожно-транспортного происшествия. Хорошо направить ему по почте официальное уведомление. Виновник инцидента должен подписать бумаги.

К претензии необходимо прикрепить такую документацию:

  • Справка о ДТП (копия);
  • Письма-приглашения виновника на осмотр автомобиля (копия);
  • Документы на транспортное средство (копии);
    Постановления об административном правонарушении (копия);
  • Документы, подтверждающие затраты;
    Экспертная оценка.

Судебные решения в спорах по ОСАГО

Обычно судьи удовлетворяют требования по искам. Но иногда разбирательства завершаются отказом. Судебное разбирательство может иметь такие особенности:

  • Судьи нередко требуют от истцов доказательства реально понесённых затрат – чеки, заказы-наряды и акты выполненных работ из автостанций, подтверждающие запрос определённой денежной суммы. При продаже автомобиля объективно подтвердить расходы будет проблематично, как и получить компенсацию от виновника.
  • От виновника в суде нельзя требовать того же, что от страховщика – неустойку за просрочку или штраф за неудовлетворение досудебной претензии.
  • Иногда ответчик может попросить судебный орган провести дополнительную экспертизу, результаты которой могут быть не такими, как у независимого эксперта. Выплачивать придётся именно ту сумму, которую рассчитает судебная экспертиза. Дополнительно нужно будет оплатить именно её.
  • В случае проигрыша придётся самостоятельно оплатить услуги юриста, защищающего интересы в суде.

Как виновник ДТП может избежать или уменьшить взыскание износа по ОСАГО

Чаще всего избежать выплаты можно в тех ситуациях, когда истцу не удалось подтвердить собственные затраты на ремонт автомобиля. Экспертная комиссия обычно оценивает причинённый машине ущерб в большем размере, чем та сумма, за которую автосервисы готовы произвести ремонт.

Однако часто пострадавший предоставляет доказательства понесенных им затрат на ремонт. Если они окажутся больше, чем заплатила страховая по автогражданке, тогда вероятность удовлетворения риска значительно повышается. При принятии такого решения виновнику придётся оплатить не только разницу в расходах, стоимость услуг юриста истца, затраты на экспертную оценку и моральный ущерб.

Если нет полной уверенности в выигрыше дела, до суда лучше не доводить. Иначе придётся не только потерять своё время, но совершить множество платежей, если судья удовлетворит заявление истца. Поэтому лучше постараться разрешить конфликт на этапе досудебного разбирательства.

Почему виновнику придётся возместить ущерб без износа по ОСАГО для не новых автомобилей?

Этот вопрос чаще всего возникает у водителей, которых врасплох застало требование оплатить расходы без учета износа. Обычно в своё оправдание они говорят: мы повредили не новые детали и узлы, поэтому пусть пострадавший и устанавливает запасные части, купленные на вторичном рынке. Почему мы должны покупать ему новые?!

Судьи зачастую занимают сторону пострадавших. Это объясняется здравым смыслом – искать детали и запасные части на вторичном рынке неудобно и малоэффективно. К тому же их качество может быть сомнительным и сделанный ремонт не сможет прослужить долго.

ОСАГО плюс КАСКО – максимальная защита автомобилиста

Некоторые водители страхуют транспортное средство как по ОСАГО, так и по КАСКО. Особенностью второго варианта является отсутствие верхней границы страхового возмещения. Эта сумма может быть израсходована на восстановление машины без учёта износа. Нередко автомобилисты обращаются одновременно в две организации.

При возникновении спорной ситуации автомобилист может обратиться в собственную страховую, в которой он оформил добровольную страховку. В этом случае компания перечислит денежные средства на ремонт. При таких условиях износ не учитывается, компенсацию организация выплатит в форме, установленной страховщиком и пострадавшим. В описанном случае стоимость ремонта обычно больше, чем при использовании методики ОСАГО.

После починки транспортного средства пострадавшего страховщик обратится за компенсацией расходов страховой виновника дорожно-транспортного происшествия. Последняя произведёт выплату лишь денежной суммы, рассчитанной по единой методики. Разницу придётся компенсировать самому автомобилисту. А при наличии КАСКО это сделает страховщик.

Когда ущерб выше лимита страховой выплаты

Некоторые дорожно-транспортные происшествия настолько серьёзные, что ущерб по ним больше страховой суммы, которая предусматривается соглашением ОСАГО. При причинении ущерба только автомобилю, максимальная выплата не может быть больше 400 тысяч рублей. Если пострадавшими являются и люди, тогда показатель возрастает до полумиллиона рублей.

В тех случаях, когда рассчитанный по единой методике ущерб выше страховой суммы, разницу придётся компенсировать виновнику аварии. Если имеется полис КАСКО, это позволит получить максимальную защиту даже в таких редких случаях.

Оформление ОСАГО для автомобилиста – это не вопрос предпочтений. Действующее российское законодательство обязывает иметь такой документ. Лучше оформить его в надёжной страховой организации, только в этом случае можно быть уверенными в отсутствии проблем при наступлении страхового случая.

Что делать виновнику ДТП, чтобы не пришлось платить из своего кармана?

При оформлении ДТП нужно учитывать все тонкости отечественного страхового законодательства, иначе придётся возмещать ущерб из своего кармана. Этого легко избежать при соблюдении ряда простых рекомендаций. Итак, что следует предпринять, чтобы не пришлось самостоятельно оплачивать ремонт машины пострадавшего?

Оставайтесь на месте ДТП

Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.

Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.

Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков следует приложить документы, подтверждающие оплату поездки.

В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно же, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.

Свяжитесь со страховщиком

При оформлении дорожного происшествия в соответствии с условиями «Европротокола» виновнику аварии необходимо незамедлительно связаться со своей страховой компанией. При этом следует узнать, как именно можно направить страховщику заполненное извещение о ДТП. По закону на передачу этого документа отводится пять рабочих дней (кроме выходных праздников).

При нарушении упомянутого условия страховая компания получает право на взыскание с виновника аварии всей суммы возмещения, выплаченного пострадавшему. Если не удается дозвониться до менеджеров или они избегают контакта, следует переслать извещение заказным письмом (с уведомлением и описью вложений).

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Не ремонтируйте автомобиль

Страховая компания вправе осмотреть не только машину пострадавшего, но и транспорт виновника дорожного происшествия. При этом менеджеры обязаны организовать осмотр в течение пятнадцати дней с момента аварии (кроме выходных праздников). Если отремонтировать машину раньше, страховщик получает право на регресс.

В некоторых случаях страховая компания может счесть осмотр автомобиля виновника аварии напрасной тратой времени. При этом не стоит полагаться на устные заверения менеджеров. Ремонтировать машину раньше упомянутого срока можно только после получения письменного разрешения от страховой компании.

Возьмите у потерпевшего расписку

Порой столкновение автомобилей обходится без видимых повреждения каких-либо деталей. Как правило, после такого события водители предпочитают просто разъехаться. При этом всегда есть риск, что другой водитель вернется на место аварии и обратится в ГИБДД. Если машина второго участника аварии получила скрытые повреждения, подобная ситуация может обернуться серьёзными проблемами со страховой компанией.

Чтобы гарантированно обезопаситься от возможного регресса, следует получить расписку об отсутствии имущественных претензий вследствие дорожного происшествия.

При этом в документе должна быть указана следующую информацию:

  1. Время, дата, координаты места аварии.
  2. Марка, модель и регистрационный знак каждой машины.

Также нужно указать сведения обо всех участниках инцидента. При возникновении разногласий между водителями такой документ поможет доказать, что действия виновника аварии были согласованы с пострадавшим.

Кроме того, расписка понадобится при оформлении происшествия по «Европротоколу». В такой ситуации максимальная выплата составляет пятьдесят тысяч рублей, а весь ущерб сверх этой суммы возмещает водитель-виновник. Как известно, всегда есть риск ошибки при оценке размера ущерба на месте аварии.

Соответственно, в такой расписке должна быть фраза «не имею финансовых претензий к виновнику ДТП в части, превышающей пятьдесят тысяч рублей». Наличии этого документа позволит без опасений оформить происшествие в рамках «Европротокола».

Контактируйте с потерпевшим

Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО , недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.

Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.

Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.

Только правда

Последний совет вряд ли поможет виновнику ДТП, но нельзя его не коснуться, ведь это одно из оснований для регресса. Речь о достоверности сведений при оформлении электронного полиса ОСАГО. Если автовладелец при заключении договора через Интернет указал в анкете заведомо ложные сведения, которые привели к занижению платежа, то страховая компания вправе предъявить регресс.

Например, некий гражданин застраховался по ОСАГО через сайт страховой компании. При этом он занизил мощность двигателя своего автомобиля. Некоторое время спустя гражданин спровоцировал дорожную аварию. В такой ситуации его страховая компания оплатит восстановление транспорта пострадавших, а затем потребует у виновника ДТП компенсации понесённых расходов.

Чтобы избежать подобной ситуации, нужно тщательно проверить достоверность сведений в полисе и заявлении ещё на стадии оформления страховки.

Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию – починил автомобиль и не остался в накладе». Все гладко и складно – но никто не задумывался, откуда берется та самая «дополнительная компенсация»? И можно ли быть абсолютно спокойным, имея действующий полис ОСАГО?

П рактика, в том числе и судебная, показывает, что водитель, купивший полис ОСАГО и полагающий, что теперь его финансовая безопасность обеспечена полностью, сильно заблуждается. На деле оказывается, что становиться виновником ДТП весьма невыгодно – и не только из-за того, что это негативно влияет на КБМ, повышая стоимость следующего полиса. Попав в аварию по своей вине, можно остаться без гораздо большей суммы денег, чем кажется на первый взгляд.

Первый сложный случай – ДТП, в котором автомобиль потерпевшего застрахован не только по ОСАГО, по и по каско. В отличие от ОСАГО, каско не имеет верхнего предела страховой выплаты, а также, что более важно в нашем случае, позволяет отремонтировать автомобиль без учета износа.

При расчете страховой выплаты по ОСАГО используется единая методика «определения размера расходов на восстановительный ремонт», утвержденная Положением Банка России № 432-П, в которой имеется «порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий». Проще говоря, выплаты по ОСАГО производятся с учетом износа автомобиля, который растет в соответствии с его пробегом и возрастом. А водитель, приобретающий полис ОСАГО, в случае ДТП по собственной вине может рассчитывать именно на выплату пострадавшему компенсации в соответствии этим расчетом.

Однако потерпевший может обратиться в свою страховую компанию, где он приобрел полис каско, и воспользоваться им для ремонта. В этом случае износ учитываться не будет, а компенсация будет произведена в той форме, которую установили для себя пострадавший водитель и страховая компания. Ну и, разумеется, стоимость ремонта в этом случае с большой вероятностью окажется выше, чем по расчету с применением методики ОСАГО.

Починив автомобиль потерпевшего, страховая компания предоставит требование о компенсации убытков страховой компании виновника ДТП. А та, в свою очередь, выплатит лишь ту сумму, которая была рассчитана в соответствии с единой методикой. Ну а компенсировать разницу между этой выплатой и фактическими затратами страховщика на ремонт автомобиля потерпевшего будет… именно виновник ДТП.

Право страховой компании, отремонтировавшей автомобиль, взыскать с виновника эту разницу, определяется статьей 965 Гражданского Кодекса РФ, которая регламентирует «переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба». Согласно этой статье, выплатив страховое возмещение потерпевшему, страховая компания получает право требования от виновника компенсации в пределах выплаченной ей суммы. И часть этой суммы, недополученную от страховой компании виновника ДТП, она может взыскать в судебном порядке уже с самого виновника.

Резюмируя все вышесказанное простыми словами, можно сделать краткий вывод: если вы виновник ДТП, а у потерпевшего есть каско, то в случае ремонта его машины по каско вы будете обязаны выплатить разницу между суммой за ремонт по расчету ОСАГО и реальной конечной суммой ремонта по каско.

Второй случай, который может заставить виновника ДТП раскошелиться – это ДТП, по итогам которого пострадавший обратится к независимой экспертизе для определения ущерба и размера выплат. Формально введение единой методики расчета страховой выплаты, которая в обязательном порядке действует при проведении любой экспертизы, в том числе и независимой, должно было свести на нет разницу между результатами оценки ущерба страховщиками и независимыми экспертами. Однако на практике итоговые суммы ущерба, определенные первыми и вторыми, зачастую оказываются разными – из-за различий в оценке характера, масштаба и объема повреждений.

Таким образом, в случае, когда потерпевший получил от страховой компании выплату, с размером которой он не согласился, и провел независимую экспертизу, он может обратиться в суд для компенсации разницы виновником ДТП. Формально такая ситуация исключается законом об ОСАГО, который определяет выплату страховщиком всего ущерба, рассчитанного по установленной методике и не превышающего верхнего порога страховой выплаты. Однако на практике подобные судебные иски встречаются.

Третий случай, когда виновник ДТП может пострадать финансово, наиболее прост: это ДТП, в котором размер ущерба превышает размер максимальной страховой выплаты, предусмотренной договором ОСАГО. На сегодняшний день размер максимальной выплаты составляет 400 тысяч рублей в случае, если пострадал только автомобиль, и 500 тысяч, если в ДТП пострадали люди. Таким образом, если сумма ущерба, оцененного по единой методике, окажется выше максимальной, то возмещение «остатка», не покрываемого страховкой, в полном объеме ляжет на виновника ДТП.

Читайте также:  Должен ли виновник ДТП возмещать ущерб
Ссылка на основную публикацию